ХХ век по праву считается эпохой господства абсурда в мировом искусстве. Но правил, как известно, не бывает без исключений. Задолго до того, как Грегори Замза превратился в ужасное насекомое, а Цинциннат Ц. был осужден за «непрозрачность», в Петербурге случилось невероятное происшествие. Коллежский асессор Ковалев, пробудясь утром, не обнаружил на лице носа. В поисках «беглеца», осмелившегося появляться в обществе в мундире статского советника, Ковалев обращается к обер-полицейместеру, частному приставу и даже в газетную экспедицию…
О мытарствах Ковалева Гоголь поведал в повести «Нос»; на сцене Московского ТЮЗа ее поставил режиссер Андрей Неделькин. Спектакль идет в тесной комнатке под самой крышей. Сжатое сценическое пространство, активный диалог с залом делают игру в постановке непростой задачей. Но молодые актеры Роман Шаляпин, Евгений Ткачук, Ричард Бондарев и Наталья Златова прекрасно с ней справляются. За полтора часа они представляют зрителям целую вереницу запоминающихся типажей, при создании которых особое значение придается мимике и пластике.
Такая расстановка акцентов в актерской работе в сочетании с архитектурной точностью в построении мизансцен делают спектакль очень «фотографичным»: словно листаешь альбом с выразительными снимками, многие из которых могли бы стать иллюстрациями к рассказу о проблемах современного общества. Например, эпизоды, где ретивые журналисты, словно грязью, закидывают Ковалева кипами газет, а страж порядка, перед тем как вернуть потерпевшему сбежавший нос, пытается разжалобить его рассказами о тяжелом материальном положении своей семьи...
Впрочем, в конце постановки иллюзия гармонии восстанавливается. Нос водворен на место – и жизнь входит в привычную колею. Можно снова кокетничать с хорошенькими горничными, ходить на званые обеды и изредка вспоминать о «невероятном происшествии».
Режиссер А. Неделькин. Художник М. Кривцова.
Татьяна Ратькина