Видео:
Этот спектакль словно специально создан для поклонников нетрадиционного прочтения русской классики. В особенности для тех, кто имеет слабость к литовской режиссуре, с ее обязательным аскетизмом в оформлении спектакля, с предметами-символами, без которых не могут обойтись герои, с экспрессивно-надрывной подачей текста и мрачным музыкальным фоном.
В глубине сцены серо-черная городская стена. Ближе к зрителям – часть колокольни Ивана Великого, на которой восседают бутафорские птицы. В левом углу неряшливо навалена гора дров. Растрепанная рыжеволосая Лиза (Дарья Белоусова) в мышиного цвета бедном платьице играет на скрипке нечто очень печальное. Серебристо-синяя дымка окутывает все пространство. Откуда-то почти выплывает Софья (Марина Александрова). Она находится в некоей прострации, словно существует в параллельном мире – мире грез или снов. Растягивая слова, барышня ведет мечтательный диалог с Молчалиным (Владислав Ветров). Идиллия длится недолго. С диким ревом, в овечьем тулупе до пят, взлохмаченный и уже с утра не в духе, на сцену врывается Фамусов (Сергей Гармаш). И ну рубить книги топором, приговаривая знаменитое: «собрать бы книги все да сжечь». Но, видимо, современному Фамусову огня недостаточно, и куски литературных томов эффектно разлетаются из-под исконно русского орудия борьбы и труда. Вскоре, гремя чемоданами, заявится и самый главный герой «Горя от ума» – Александр Андреевич Чацкий (Иван Стебунов). Заголосит, затараторит, глотая слова, будет захлебываться собственной речью, бросаясь то к одному знакомому лицу, то к другому, в смутном подозрении, что ему у Фамусовых не слишком-то рады. И то правда! Кому радоваться-то? Вот этому суетящемуся по поводу и без него жалкому существу, которое взялось неизвестно откуда и, по всей видимости, отправится в никуда? Ан, нет, приятель, убирайся восвояси, вместе со своими поучениями, разоблачениями, оскорблениями и прочей ерундой! Мир Фамусова у Туминаса похож на медвежью берлогу, и хозяин, подобно разбуженному от зимней спячки зверю, никому свое жилище не уступит.
Дикость нравов, дикость чувств и дикость существования показаны Туминасом в «Горе от ума» с особой наглядностью. В этом спектакле никто не вызывает симпатии, кроме, пожалуй, хитрого юродивого Петрушки – холопа, скомороха, музыканта и поэта, чье безмолвное существование олицетворяет ничто иное, как загадочную русскую душу…
Режиссер Р. Туминас. Художник А. Яцовскис. Композитор Ф. Латенас
Жанна Филатова