Споры о наличии или отсутствии связей с современностью сопровождали классику мирового искусства всегда. В чем актуальность «Вертера» Гете? И зачем сегодня читать пьесы Шекспира? Столетие назад футуристы отвечали на подобные вопросы призывами сбросить Пушкина (и иже с ним) с корабля современности. Сейчас большинство художников избегает радикальных деклараций. Они не отказывают классике в праве на существование, даже не отрицают ее значимости – просто «освежают» шедевры минувших веков при помощи, может, и не самых значимых, но ярких, бросающихся в глаза примет нашего времени.
По этому пути пошел и режиссер Вячеслав Долгачев. В его спектакле «Разбойники» по одноименной пьесе Ф. Шиллера герои носят кожаные куртки, поют под гитару блатные песни, сыплют жаргонными словечками. Впрочем, постановка Нового драматического театра интересна не этими «новшествами», а скорее тем, что, несмотря на них, драма Шиллера не превратилась в очередную версию «Бригады», а осталась философской притчей о лжи и мести, одиночестве и потерях, добре и зле, за которое рано или поздно приходится платить.
Расплата ждет и корыстного предателя Франца Моора (Никита Алферов), и апостола насилия Берга (Кирилл Болтаев), и благородного разбойника Карла (Андрей Курилов). Все они переступили черту, а за преступлением неминуемо следует наказание: отчаяние, отчуждение, гибель близких, утрата веры и надежды. Неважно, что толкнуло человека в паутину зла. Неважно, какими высокими идеалами он оправдывает свой поступок и насколько сильно раскаивается в нем. Исправить все равно ничего нельзя. Решение принято. Мосты сожжены…
О страшной разрушительной силе зла Фридрих Шиллер предупреждал еще в конце 18 века, незадолго до того, как романтики начали воспевать демоническую личность. Спектакль Нового драматического театра напоминает о трагических последствиях пренебрежения моральными нормами в наше практичное время, когда высказывание «Цель оправдывает средства» мало у кого вызывает возражения. В этом, пожалуй, главное достоинство «Разбойников» Вячеслава Долгачева. И источник их актуальности.
Режиссер-постановщик В. Долгачев. Художник М. Демьянова. Художник по костюмам Н. Закурдаева. Режиссер Н. Искандарова. Композитор Л. Казакова.
Татьяна Ратькина