«Вечера на хуторе близ Диканьки» принадлежат к тем редким произведениям, которые навсегда остаются для читателей знакомыми незнакомцами. Школьные сочинения и солидные литературоведческие исследования, фильмы и спектакли – попытки разгадать загадки гоголевского мира, изучить и описать каждый его уголок бесчисленны. Но, к счастью, безрезультатны. Очарование повестей пасечника Рудого Панько ускользает от точных определений. А значит, они открывают безграничные возможности для сотворчества.
Режиссер Владимир Панков и участники студии SounDrama смогли ими воспользоваться. Отличное тому доказательство – постановка «Гоголь. Вечера», в которой сочетаются элементы музыкального и драматического театра. Это первая часть тетралогии, посвященной временам года, и она, по замыслу режиссера, соответствует весне. Спектакль поставлен по повести «Майская ночь, или Утопленница», но на самом деле его создателей мало волнуют страдания ясной панночки или нежные чувства казака Левко к красавице Ганне. Им интереснее игры в горелки, веселые застолья и ссоры головы со свояченицей. Рассказ о буднях и мелочах жизни в Центре Мейерхольда получился очень задорным и неожиданным. Молодые актеры танцуют, поют, даже исполняют акробатические номера – и делают все это настолько самозабвенно, что постановка порой напоминает студенческий капустник, призванный продемонстрировать многочисленные таланты участников.
Спектакль Владимира Панкова строится на нанизывании эпизодов, на чередовании ярких и своеобразных мизансцен, которые своим блеском затмевают целое. Единство постановки очень быстро нарушается. Мы забываем о сюжете «Майской ночи», но при этом с головой погружаемся в атмосферу повести. Считать это достоинством или недостатком спектакля – конечно, спорный вопрос.
Впрочем, гоголевских «Вечеров» нет как без истории ясноокой панночки, так и без тишины украинской ночи.
Режиссер Вл. Панков. Автор либретто-инсценировки И. Лычагина. Художники С. Агафонов, Н. Жолобова. Музыка студии SounDrama. Музыкальные руководители С. Родюков, А. Гусев. Хореограф С. Землянский.
Татьяна Ратькина