Герои спектакля то и дело балансируют на качающихся досках, с трудом стараясь удержать равновесие. Люди, связанные семейными или дружескими узами, мечутся между ненавистью и любовью, эгоизмом и чувством долга. Пытаясь сохранить «шаткое равновесие» в отношениях с самыми близкими, они сами же все время его разрушают. Поставленная в Театре им. Маяковского пьеса Э. Олби не самая известная и не самая выигрышная по сравнению с другими произведениями этого автора. Тема ее достаточно расплывчата, а действие по преимуществу стоит на месте. Спектакль решен в психологическом ключе, как некая бытовая семейная история. И актеры выносят на первый план ту внутреннюю напряженность, которая мучает каждого из героев. Внешняя же сторона жизни персонажей словно движется по замкнутому кругу.
В который раз возвращается в отчий дом Джулия (Зоя Кайдановская), покинувшая очередного мужа и разрывающаяся между дочерней нежностью и агрессивным бунтарством. На внимание родителей ей рассчитывать не приходится, поскольку им самим нелегко разобраться в накопившихся
взаимных претензиях. Внешне спокойная, невозмутимая Агнес (Евгения Симонова), как будто стремящаяся сохранить семью, сама не способна выслушать дочь или скрыть ревностно-агрессивное отношение к сестре. В ответ Клэр (Ольга Прокофьева), прячущая свою обиду за ерническими выходками, откровенно бравирует и своей тягой к спиртному, и явной симпатией к мужу сестры. И Тоби (Михаил Филиппов), поначалу пытающийся сгладить все острые углы, в финале все же вынужден взять на себя неприятную миссию хозяина дома, выдворяющего из него гостей. Ведь члены семьи так боятся разрушить шаткую иллюзию собственного благополучия, что вторжение на их территорию даже самых близких друзей оказывается равносильно нашествию чумы. Впрочем, и сами гости – Гарри (Евгений Парамонов) и Эдна (Людмила Иванилова) – тоже никого не пустили бы в свой дом, из которого они сами бегут, спасаясь от страхов и проблем. Пытаясь сохранить внешнее благополучие, каждый ищет причину семейного разлада вовне, а не в самих себе. В начале и в финале герои собираются в некий импровизированный оркестр, легко достигающий музыкальной гармонии. Самим же персонажам спектакля достичь гармонии в человеческих отношениях не дано.
Режиссер С. Арцибашев. Художник И. Сумбаташвили.
Марина Гаевская