Этот спектакль, идущий с 1994 года, является одним из шедевров «шекспирианы» Театра на Юго-Западе, где Валерием Беляковичем поставлены все лучшие пьесы Шекспира. В «Макбете» он увидел величайшую драму о «силе судьбы», толкающей человека к назначенной цели, – смоделировав экспрессию горячечного движения, порождённого гибельным и преступным тщеславием.
Получивший «толчок судьбы» Макбет (Валерий Афанасьев) совершает свои злодеяния без пауз и передышек, на одной сумасшедшей спринтерской дистанции. Убийство короля Дункана открывает путь к незамедлительному счёту дальнейших убийств, совершаемых им с мрачной истовостью. Рок всесилен, твой спор с ним бессмыслен – вот главная мысль спектакля. Всеподчиняющий ход рока, поглотившего человека, выражен тотальной экзальтацией осатанелых музыкальных ритмов, световой оргии, бешеного слалома массовки в лихорадочных перебросках фигур, шеренг и колонн, взвинченности речей, доходящих до предела напряжения.
Всё здесь отмечено брутальной «мужской» силой, с её мощной наступательной остротой и обжигающим дыханием. Даже шекспировские ведьмы, искусительницы и пророчицы Макбета (в исполнении Олега Леушина, Александра Задохина и Олега Задорина), предпочли быть мужчинами. Леди Макбет же в исполнении Ирины Бочоришвили тут первая ведьма среди всех. Размётанные волосы, злой тёмный рот, стальные глаза, полыхающие грозными искрами. Достойная опора своему супругу Макбету.
Белякович никогда не был моралистом. Его цель – пережить опыт собственного общения с кипящей магмой шекспировского сюжета. Создать силовое поле беспросветного кошмара, на путь которого вступает человек, преступно восходящий к власти. И явить нам сущность фанатической веры в предсказание судьбы, превратившейся в безумие.
Постановка и сценография В. Беляковича. Художник по костюмам И. Бочоришвили.
Ольга Игнатюк