|
|
Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru
Николай |
31.08.2017 | |
Записки дилетанта.
№ 48. Оптимистический театр. За закрытой дверью (Жан-Поль Сартр). Режиссёр: Александр Мохов.
Сартр – это другое.
Премьера самого репертуарного сартровского спектакля «За закрытыми дверями», поставленного режиссёром-дебютантом Александром Моховым состоялась в далёком 1998 году и скоро постановка отметит своё 20-летие, что является рекордом для антрепризы. Много воды утекло, но одно остаётся неизменным – Андрей Соколов в роли Гарсэна и Ирина Алфёрова в роли Эстель. Вероятно, именно этот актёрский дуэт является истинной причиной сценического долголетия.
В аду, впрочем, достаточно комфортабельном (помещение, в котором никогда не гаснет свет, оформленное в стиле «II империи» и с камином) оказываются вроде бы обычная троица: публицист Гарсэн, служащая Инэс и респектабельная Эстель. Они осторожно знакомятся, рассказывая про себя обыкновенную политкорректную полуправду, постепенно прощупывая друг друга. Но довольно скоро неприглядная правда выходит наружу, персонажи становятся «голыми, как черви», маски сбрасываются и отношения стремительно развиваются, накаляясь до предела. У каждого за душой оказывается жуткий бэкграунд: Гарсэн это мачо, садист и расстрелянный трус; Инэс - мужененавистница, циничная сучка, лесбиянка, доведшая мужчину до самоубийства, красавица Эстель – изменница и детоубийца, ставшая причиной смерти любовника.
«Треугольник» из мужчины и двух женщин становится не столько любовным, сколько экзистенциальным, со всеми отличительными признаками – «пограничной ситуацией», персональным жизненным кризисом и попыткой разрешить проблему свободы. Адские пытки по Сартру - это муки не грубые, физические, а изощрённые, интеллектуальные. Оказавшись запертыми в аду, навеки в одной комнате (название пьесы можно перевести как «Взаперти») откуда ни уйти, ни спрятаться, ни уединиться, персонажи вынуждены видеть «трансляции» с того света и слышать мнение людей о самих себе будучи не в силах ничего изменить. Герои, таким образом, попадают в ловушку «несвободы» когда ничего изменить невозможно - ни прошлое, ни настоящее, ни будущее, оно «заморожено» физической смертью. Ты навсегда остался таким, каким «ушёл», застыв этом статусе навсегда.
Сартр ловит персонажей на крючок, намертво прикалывая, как бабочек, булавкой рефлексии, заставляя чувствовать, страдать, расплачиваясь: «Пусть лучше побои, кнут, оспа, чем эта умственная пытка, этот призрак страдания, который ласково касается тебя и никогда не делает по-настоящему больно». Он оставляет их без всякой надежды на исход, лишив свободы выбора. Ты трус и это навсегда. Можно сколь угодно обманываться на свой счёт, но только не перед Другими, твоими судьями и палачами, которые об этом обязательно напомнят: «Теперь ты за все заплатишь. Ты трус, Гарсэн, трус, потому что я этого хочу… ты в моих руках». Зеркал в аду нет – ты таков, каким тебя видят, что о тебе говорят и думают Другие. И даже тишина не спасёт: «Ваше молчание как крик раздирает мне уши». Под «экзистенциальным микроскопом» Сартра каждый грешник становится палачом друг другу: «На кой черт жаровня: ад — это Другие». Таким образом, для Сартра высшая мера наказания – это лишение свободы выбора. Пока она есть, человек ещё может всё изменить.
Простецкая, будничная, ни разу не камерная атмосфера ДК имени Зуева, отсутствие программок, минимализм декораций (три дверных проёма, три куба и статуя Будды вместо бронзовой статуэтки на камине, которого также нет) и экономность художественных средств (звучащая музыка больше подошла бы к отечественному сериалу о буднях завуча в школе) заметно опрощают интеллектуальный пафос сартровской пьесы. И больше наводят на мысли про жёсткую экономию и сокращение издержек. Актёры (Андрей Соколов и Ирина Алфёрова), которые скорее подходят на роли учителей в упомянутом гипотетическом сериале, за двадцать лет игры в спектакле научились делать это расслабленно, с большим внутренним спокойствием, без «надрыва и трепета», что называется «по рельсам», что умиротворяет, но не цепляет, не погружает по-настоящему в происходящее. Эстель к тому же временами злоупотребляет слишком «художественной» пластикой, но это вопрос, скорее к режиссёру. В итоге простота реализации откровенно диссонирует с интеллектуальным изяществом текста; а тонкие вещи требуют тонкого подхода, особой рафинированности в реализации замысла…
Но зрителям всё нипочём – в зале аншлаг. Кто-то пришёл на Сартра, а кто-то на Алфёрову и Соколова (в одной из сцен он появляется в пламенных красных семейных трусах). Книгочей прикоснулся к своему писателю, обыватель посмаковал любовные дрязги и скандалы, поклонники увидели любимых актёров. Довольны все, кроме подслушанных в гардеробе бабушки с внуком: «Лучше бы на Петросяна сходили - поржали бы». Очевидно, данная постановка будет жива, пока живы Соколов, Алфёрова и их зрители. Судя по всему спектакль прекратит существование только с ними. И это неплохо, так как даёт лишний раз зрителю повод поковыряться в себе и убедиться, что каждый заслуживает ада не меньше, чем персонажи на сцене…
| |
Елена |
01.02.2013 | |
Великолепная пьеса с глубочайшим подтекстом,и не менее великолепная игра актеров ! "Отрицательный" Андрей Соколов,совсем"неположительная" Ирина Алферова, мы привыкли, что они всегда играют только хороших, а здесь, в этом спектакле нет, но как играют. Елена Медведева молодечек, как струна натянутая!!! Незря этот спектакль был наминирован на премию "Чайка" ! Браво и спасибо ! Я сотрела спектакль в Краснодаре, так что сходите, не пожалеете! | |
Оксана |
16.11.2010 | |
13-14 ноября спектакль прошел в городе Новый Уренгой. Ничего хорошего сказать не могу, просто малобюджетный проект. Несмотря на громкие имена актеров спектакль оставлет гнетущее, негативное впечатление. Во-первых, билеты покупались на комедию "бумажный брак". А вместо комедии получили похоронный марш и испорченное настроение. Во-вторых, люди живущие на севере и так лишены возможности в выборе культурных мероприятий и, конечно, хотется праздника, а не очередное убийство и насилие. Этого и так хватает в повседневной жизни. Хотелось бы надеяться, что в следующий раз в наш город привезут что-то более веселое и интересное. | |
|
|
|