|
|
Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru
Мария Годлевская |
07.07.2023 | |
Спектакль начался с выступления Дмитрия Бозина, который продемонстрировал нам несколько фрагментов из фильма "Гроза" 1933 года режиссера Петрова по одноименной пьесе Александра Островского. Вот в чем была скрыта загадка связи классики с авангардом. В начале 20 века Эйзенштейн, сотрудничая с Мейерхольдом, стал основоположником советского киноавангарда. В фильме "Гроза" мы можем увидеть стиль, повторяющий работы Эйзенштейна. Те же крупные планы, расфокус, а потом диагональные кадры и движущаяся камера. Те же живописные мизансцены, те же постановки кадра, еще пока театральные, и актерская игра там пока театральная.
Если я верно поняла идею, спектакль "Островский. Авангард" - это эксперимент от обратного, то есть, от авангардного кино к театру. Постановка состоит из четырех частей, фрагментов из четырех произведений Островского, сценами для которых стали разные локации Театра. Первые два фрагмента из пьес "Волки и овцы", режиссер Игорь Неведров, и "Доходное место", режиссер Кирилл Шендеров, были сыграны на балконах, где установили небольшие импровизированные сцены с поручнями. Отрывок из "Бесприданницы", режиссер Александр Тарасов, играли по очереди то на центральном балконе, то на сцене Театра, то в рядах партера. А сцену из из пьесы "Свои люди - сочтемся", режиссер Андрей Боровиков, усадив зрителей в партер, перенес полностью на сцену, на круглый вращающийся подиум в самом ее центре. От локации к локации нас водили цыгане, не настоящие. конечно. Это были актеры в цыганских нарядах, но, должна отметить, сыграно крайне правдоподобно.
Контраст ярких голубых, оранжевых и желтых оттенков света, разные ракурсы, выход актеров за пределы импровизированных сцен, крупные планы и замкнутое пространство балконов, 360 градусов сцены в третьем действии и ограниченная часть сцены в четвертом, архитектура самого Театра в качестве сцены для спектакля - все это напоминает нам приемы постановки кадров в авангардном кино. И если первые три фрагмента были...так и хочется сказать - сняты...поставлены в классическом варианте, то для того, чтобы разглядеть авангард в четвертом, - можно ничего не знать ни о самом этом направлении, ни о кино, ни о театре. Гипертрофированный авангард в нем буквально кричит со сцены посредством цветных геометрических декораций, ярких костюмов с геометрическим принтом, резких угловатых движений, манеры речи. Тем не менее, все фрагменты связаны общей нитью и при всех вводных по-прежнему остаются произведениями Островского.
Разобранные на части и вновь собранные воедино, но уже с расставленными акцентами и подчеркнутыми деталями, здесь, на сцене Театра Романа Виктюка, пьесы Островского заиграли новыми красками, нашли отголосок в сердцах зрителей. Все так же о любви, о жизни, о действиях и противодействиях, о поступках и последствиях, они остаются актуальными и в наше время. Вобрав в себя житейскую мудрость, они несут в себе мораль и учат жизни. Несмотря на почти двести лет разницы с героями пьес, мы все так же на них похожи, у нас прежние ценности и грехи. Спектакль цепляет, он заставляет задуматься, ведя от балкона к балкону, от одной картины человеческих трагедий к другой. Непосредственная близость к актерам вовлекает в спектакль, затягивает в действие.
Конечно, путешествие, а особенно - подъем из фойе ниже первого этажа сразу на четвертый к балконам, очень выматывает, но однозначно того стоит. А благодаря оригинальному формату и удачно выбранным фрагментам, постановка будет интересна и искушенным театралам, и среднестатистическому зрителю, и не очень симпатизирующей классике современной молодежи. В очередной раз Театр Романа Виктюка пронзил мое сердечко стрелой Купидона. Браво! | |
Татьяна Сорочан |
07.07.2023 | |
Началось с того, что Дмитрий Бозин рассказал нам об авангарде, о его приемах и решениях, это подобно камертону в музыке, должно настраивать зрителя на правильный лад. После этого толпа цыган исполнила зажигательный танец и увлекла нас за собой. Этот момент используют, чтобы разбить зрителей на две группы, которые потом, посмотрев два спектакля, объединятся. Мы поднялись на балкон и посмотрели первый спектакль, режиссированный Игорем Неведровым. Это был кусочек из «Волки и овцы». Прохор Третьяков в роли Лыняева, Мария Матто в роли Глафиры и Алдар Когаев, в прямом смысле на подпевках. Этот кусочек больше всего понравился моему сыну, как и многим, кто не знаком с творчеством Островского, здесь было все просто и понятно, красивое и ясное визуальное решение. Актеры хороши. Затем мы переместились на второй балкон и там посмотрели отрывок из «Доходного места». Как сказал позже, на пресс-конференции режиссер этого фрагмента, Кирилл Шендеров, он заложил в этот спектакль метафору Ноевого ковчега, на котором Жадов пытается сохранить себя и Полину в любви и беспорочности. Анастасия Якушева и Никита Башков отлично и эмоционально отыграли отрывок. Далее цыгане нас повели на сцену театра. Мы стояли на этом не побоюсь этого слова святом месте, а внутри нашего круга и на балконах разворачивалась драма «Бесприданница». Константин Авдеев – Карандышев, Никита Башков –Паратов, Мария Матто –Лариса и Александр Семенов – Кнуров. Вот тут я увидела первый минус спектакля, во-первых, не видела ни одного актера, который бы переиграл Никиту Михалкова в этой роли рокового мужчины (если видели пишите, мне кажется это невыполнимая задача), во-вторых, т.к. действие меня захватило до глубины души и мне нужен был антракт, чтобы выпить чашечку кофе или шампанского и поговорить с о коварстве любви и жестокой судьбе. Но нет на сцене зажглась надпись, что нужно садится в партер. Мы понеслись по четвертой пьесе поставленной Андреем Боровиковым. «Свои люди –сочтемся» Зажигательный актерский состав: Павел Новиков, Наталья Мороз, Виктория Савельева, Сергей Соломин, Олеся Быкодерова, Игорь Тенсин, Владислав Сыровацкий. Отсылка к Всеволоду Мейерхольду, который считал, что спектакли Островского должны быть сказочными. Сцена похожая на музыкальную шкатулку, наполненную гротескными образами фарфоровых кукол-клоунов. Декорации в духе «Супрематической композиции» Казимира Малевича. Трагикомедия, выполненная в лучших традициях русского авангарда. Очень смешно, контрастно, ярко и выразительно. Визуально тоже интересно, видела много фото со спектакля – очень интересные. Открытие для меня в этом спектакле Сергей Соломин – потрясающий в одной из главных ролей, очень артистичен и великолепен. Браво! Виктория Савельева – отличная Липочка получилась, очень талантливо, тонко и смешно. Все актеры большие молодцы – отличная командная работа. Браво!
| |
Елена |
04.07.2023 | |
Надо сказать, что в ТРВ теперь не только решения принимают сообща – всем худсоветом, но и спектакли ставят тоже сообща – у «Островский. Авангард» аж четыре режиссера!!! Плюс замечательный режиссер по пластике - Владимир Аносов. Все они, правда, в разной степени, уже пробовали свои силы на этих подмостках и вот теперь вместе придумали, как отправить зрителей в театральное путешествие по всему Дому Света! Итак – чтобы посмотреть два отрывка из пьес А.Н. Островского - «Волки и овцы» (режиссер – Игорь Неведров) и «Доходного места» (режиссер Кирилл Шендеров) – зрителям придется подняться аж на пятый этаж Дома Света, их сценической площадкой являются балконы. Отрывки из «Бесприданницы» (режиссер Александр Тарасов) разворачиваются сразу в двух пространствах – на сцене, по краям которой стоят зрители, и на балконах, на центральном из которых и происходит объяснение между Паратовым (восходящая звезда ТРВ Никита Башков) и Ларисой (восхитительная Мария Матто). В награду за стойкость, набегавшимся по лестницам и потолкавшимся на сцене зрителям предложат посмотреть совершенно очаровательную постановку Андрея Боровикова по пьесе «Свои люди – сочтемся!», оформленную в стилистике русского авангарда. Не хочу выделять в ней никого из артистов – Боровикову удалось собрать прекрасный ансамбль, где молодая поросль театра ничуть не уступает его корифеям. Очень красивая финальная точка у этого театрального путешествия! Только ради постановки Андрея на этот спектакль стОит сходить! А начинается театральное путешествие в фойе театра, где харизматичный Дмитрий Бозин (вот кому Паратова-то играть!!!) в роли Рассказчика погружает зрителя в мир великого драматурга, и где на экране можно увидеть отрывки из «Грозы» с Аллой Тарасовой. А затем со всех сторон выбегают цыгане, без которых пьесы Александра Николаевича не обходились, начинают кружить зрителя в вихре своего танца и влекут за собой наверх… Мария Матто хороша была и в роли Глафиры из пьесы «Волки и овцы», и в роли Ларисы из «Бесприданницы». Ее и комедийный, и драматический талант, к счастью, становится все более востребованным в родном театре. А какого Карандышева сыграл Константин Авдеев! До этого для меня эталоном этой роли был Евгений Цыганов, так Константин его даже переплюнул (по крайней мере, в том отрывке, который мы увидели). А какой Мокий Парменыч Кнуров предстал перед нами в исполнении Александра Семенова – просто загляденье (я бы с ним в Париж непременно махнула)! Всех достоинств нового спектакля не перечесть! Да и сама его задумка просто замечательная, а после того, как устранят шероховатости с ее воплощением, спектакль «Островский. Авангард» станет, на мой взгляд, одним из самых востребованных у зрителя.
| |
|
|
|