Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Московский ТЮЗ
Ноябрь 2024
пнвтсрчтптсбвс
     30 
Декабрь 2024
пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

ИСХОД
Московский ТЮЗ
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Елизавета Е. 23.04.2023  
  Библейское название спектакля "Исход", библейское имя главного героя "Моисей", образ Ватиканской Пьеты Микеланджело, промелькнувший на сцене, громадный крест и рисунки на религиозные темы, постепенно появляющиеся на заднике. Казалось бы все говорит, что нам предстоит увидеть глубоко религиозный спектакль скорее подходящий театру "Глас", а не Театру Юного Зрителя. Но наряду с образами Спасителя, на стену вывешивается и тройка коммунистических святых в нимбах, и в мозг закрадывается подозрение, что не все тут просто, как казалось на первый взгляд.
Действие спектакля разворачивается в сумасшедшем доме - знаковом месте русской литературы. Харизматичный главный герой, яркие персонажи психоневрологического интерната, плакат с фразой "Отпусти мой народ", вызывают параллель с "Полетом над гнездом кукушки". Но это тоже обманка: герой "Исхода" не мечтает вырваться из сумасшедшего дома, он наоборот боится его покинуть. Сначала Моисей кажется современным мучеником, которого заключили в психушку, но он сам пришел сюда, спрятавшись в тихой обители от трудностей быта.
Кама Гинкас поставил очередной философский спектакль, наполненный множеством смыслов, с великолепными актерскими работами и намеренно лаконичной сценографией.
Перед началом спектакля зрители цепочкой проходят через зал и по помосту поднимаются на сцену, скрываясь за ширмой с кровавой надписью "Исход". Это выглядит как очередь к причастию, или как очередь грешников на балу у Воланда. По окончании, зрители все так же цепочкой проходят через полутемный зал к освещенному выходу.
Только в финале спектакля мы наконец узнаем, нашел ли Моисей, (Александр Тараньжин), в доме скорби выход из клубка бытовых проблем. Но по мне так лучше бы и не узнавали: финальный монолог превращает почти романтического героя в банального алиментщика, убежавшего от жены и больного сына. "Не выходи из комнаты, не совершай ошибку" - его девиз. Девиз человека-страуса, боящегося жизни.
Кама Гинкас поставил спектакль именно о нас, постоянно ищущих выхода, но лишь переходящих на очередной уровень игры под названием "Жизнь".
 
  Инесса 23.02.2023  
  Что будет, если взрослый мужчина сломается под гнетом проблем своей «серой» жизни: ненавистная работа в фотобудке, крошечная зарплата, раздражающая жена, тяжело больной сын – и … просто решит исчезнуть?

Спектакль напомнил мне уже виденную мною в Театре Виктюка постановку «Беглецы», где описывается такой «побег» на выходные смертельно больного дедушки с внуком. А еще, книгу Мариам Петросян «Дом, в котором…», потому что где может оказаться заблудившийся главный герой, якобы потерявший память? Только в психоневрологическом интернате с другими сумасшедшими и аутистами, обитатели которого живут в каких-то своих мирах, но конечно, у каждого есть свои особенности и своя трогательная история.

Интересно пространство, выбранное под спектакль. Сначала, посмотрев на схему зала, я даже подумала, что он играется на малой сцене, во флигеле. Но я ошиблась, «Исход» идет на основной сцене, причем в самом прямом смысле: нужно подняться на подмостки, пройти через красивый бордовый занавес в специально отгороженное пространство и занять свои места прямо на сцене. Декорации – простая железная кровать и разрисованные наивными рисунками обои на стенах, на которых на протяжении действия появляются иконы, некоторые из которых весьма специфические – например, изображение четверки «Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин» с нимбами.

Название «Исход» - не случайно. «Исход» - это библейское предание о массовом выходе порабощенных евреев из Египта под предводительством Моисея. Так и наш герой Андрей (Александр Тараньжин), «берет» себе понравившееся имя библейского пророка. Отныне он – Моисей. Однако, у меня сложилось впечатление, что у него изначально есть некое стремление к побегу в целом: уйдя из дома и проведя некоторое время в интернате, он понимает, что однообразная жизнь «в тюрьме» с подъемом в шесть утра и шитьем носовых платков его тоже не устраивает, и думает уйти и оттуда, потихоньку склоняя к мятежу и своих соседей. В спектакле еще и присутствует музыкальная тема из фильма «Список Шиндлера», и мы думаем: обитатели интерната – кто они в этой «реальности»? Порабощенные реальным миром «египтян» и «фашистов» - «израильтяне»? И нужен ли им «исход», если они действительно не вполне нормальные, а их Моисей – только прикидывается? Для них интернат – не рабство и не гетто. Тем не менее, один из важнейших уроков Андрей усвоил на своем опыте: и мысль сдать сына-аутиста в интернат, вероятно, больше никогда не придет ему в голову.

Каждый герой «Исхода» - уникальная личность. Больше всего «зацепили» Валя (Марина Зубанова) – предприимчивая пожилая дама, которая прячет в молельной комнате фляжку с коньяком, выменянным у уборщицы за мытье полов, тайком от санитаров красит губы помадой и зовет Андрея «целоваться». И молодой парень Леха (Всеволод Володин), сданный в интернат матерью по просьбе отчима: страдающий от физических и речевых тиков (неконтролируемый мат и подергивания головой), зато он смог взломать пароль от интернета в компьютерной комнате и урывками общается с девушкой «по переписке». Посвященная ей песня «Самая любимая» группы «Челси», которую он зажигательно исполняет на внутреннем интернатовском концерте, выглядит невероятно наивно и трогательно. Но, конечно, очень понравились еще и строгий и справедливый Врач (Сергей Кузнецов), и суровая надзирательница Альмира Тальмыровна (Наталья Златова), и молодой филолог, вынужденный работать прорабом, с который Андрей расписывал стены в детских садах в рамках программы социализации (Александр Скрыпников).

Наконец, не могу не выделить образ жены героя Наташи (Дарья Петрова): она незримо присутствует на сцене большую часть времени, присматривает за непутевым мужем и прощает его за побег. Не зря в программке она указана как «жена Ангел-хранитель».

Чем все закончилось и вернулся ли наш блудный герой к семье, рекомендую узнать вам самим. А я закончу словами самого Камы Гинкаса, сказанными перед началом спектакля: «Желаю, чтобы в вашей жизни всегда был выход и вам не потребовался исход!».
 
  Елена 02.02.2023  
  Любой спектакль Камы Гинкаса – это разговор о человеке, В данном случае, о человеке, который не может найти себя в этом мире, который ни на что не может опереться в своей жизни, даже и не пытается, о человеке, у которого полностью отсутствует внутренняя опора…
Практически все действие спектакля проходит в психушке (психоневрологическом интернате) и герои его - обитатели этого дома для душевнобольных, беззащитные, странные люди.
На их фоне выделяется персонаж по имени Моисей (Александр Тараньжин), якобы ничего не помнящий о своей жизни до ПНИ. Он принимает участие в психологическом исследовании - лечится экспериментальной трудотерапией (расписывает стены детских садов). На первый взгляд кажется, что нынешнее положение вполне его устраивает. Ходит себе в цветастом халате, прекрасно ладит и с молодым психологом Мариной (Марина Гусинская), и с Прорабом-филологом (Александр Скрыпников), и с обитателями психушки. Его не особо напрягают домогательства набожной пьющей Вали (блестящая актерская работа Марины Зубановой), а с молодым парнем по имени Лёха (Всеволод Володин) у него даже складываются дружеские отношения.
Вот ему-то, Лёхе, товарищу по заключению в больничном «карцере», он ближе к финалу спектакля и расскажет свою историю…
И зрители, как завороженные, будут слушать исповедь Моисея.
Наверное, не стоит раскрывать все карты, иначе смотреть спектакль будет уже не так интересно.
Скажу лишь одно – наш герой с библейским именем оказывается Андреем, слабым человеком, которому чуждо понятие «мы ответственны за тех, кого приручили».
И «исход» Андрея, его попытка обрести свободу, оказался ненастоящим, ведь он просто-напросто переместился из нашего общего сумасшедшего дома в реальную и конкретную психушку. И где для него большая несвобода - это еще вопрос.
 
  Галина 16.01.2023  
  На спектакле «Исход» вход в зрительный зал был организован таким образом, что уже одно это напоминало об исходе – люди тонким ручейком тянулись по проходу и исчезали из поля видимости за загородкой, установленной на сцене. Ошибиться, куда идти, было невозможно – огромный указатель не оставлял вариантов. Мне эта деталь сценографии очень понравилась, настраивала на нужный лад. Правда, в остальном оформление сцены показалось каким-то… неряшливым, что ли, не знаю, как объяснить. На не слишком ровную стену наклеивали плохо держащиеся плакаты с разными ликами, надписями и рисунками. Про ракету понравилось, но вот явная крышка гроба – избыточна, ИМХО.
Но спектакль не о святом и не о библейских событиях, он о вечном «маленьком человеке». Герой спектакля, здоровый мужик, к 42-м годам не сумевший добиться в жизни ни достатка, ни карьеры, живущий с семьей в однушке и обвиняющий всех в своих проблемах, решает все бросить и уйти. В пустыню, как Моисей. Правда, в гордом одиночестве. И пустыня у него такая, внутренняя. Просто вычеркивает все, что у него было до того в жизни, "забывает", и начинает жить с чистого листа. Больше не ходит на ненавистную работу, не спит с нелюбимой женой, ест, что хочется, делает, что хочется... Но недолго... Ибо небогат. В результате оказывается в психушке. И тут огребает все прелести новой жизни. И вроде ему сочувствуешь, потому что понятны его метания, проблемы и отчаяние, но как-то постепенно выясняется, что нелюбимую жену, которая тащит на себе все семейные проблемы, он бросил с сыном-аутистом, которого до этого хотел сдать в интернат для умственно отсталых, а жена не позволила, что собственную больную мать брезговал поцеловать, что клиентов ненавидел... Да и вообще, он почему-то считает, что все должны любить то же, что и он, и в жизни даже по мелочам тоже поступать, как он (например, спать именно в пижаме), а иначе - это недостаток... А почему, собственно?... Не святой, короче, отнюдь не Моисей, Андрей обыкновенный. Не способный ничего изменить ни в своей жизни, ни в жизни близких, только сбежать.
Роль Андрея-Моисея исполняет Александр Тараньжин. Мне вообще нравится этот актер, а тут Моисея он играл просто виртуозно, очень понравилось. Слезы в глазах у героя, которые того и гляди готовы пролиться – это очень круто. Браво! Собственно, именно ради Александра Тараньжина стоит сходить на этот спектакль. В остальном, возможно, кто-то что-то найдет для себя свое. Например, многие в зале смеялись без конца, но мне смешно не было почти никогда, скорее страшно от этой беспросветной безысходности.
Из остальных актеров хотелось бы отметить Дарью Петрову, ее роль не совсем определенная, она и жена, и Ангел-хранитель, и так, по мелочи)). Но ей веришь. Чего не могу сказать про остальных. В МТЮЗе так много хороших актеров, но почему-то Кама Гинкас занял в этой постановке не их.
В целом, я довольна, что сходила на этот спектакль уже хотя бы потому, что стараюсь смотреть премьеры МТЮЗа вообще и Камы Гинкаса в частности. Тем более, с участием таких актеров, как Александр Тараньжин. Но ждала я от этой премьеры все-таки большего, потому что планка МТЮЗа поднята высоко.
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010