|
|
Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru
Елена Игоревна Шмырева |
30.03.2023 | |
Почему люди делают выбор: отрешиться от мира и посвятить себя духовному служению? Толстым, а вслед за ним и режиссёром спектакля Кама Гинкасом, показан один из вариантов принятия такого решения. И показаны сложности, сопутствующие этому: понимание и критическая оценка мотивов собственных поступков, преодоление плотских позывов, а главное, закрадывающиеся сомнения в существовании того, кому призван служить — в существовании Бога. Стива Касатский — молодой человек, дворянин, князь, стремящийся во всём быть лучшим и не имеющий видимых препятствий для исполнения своих замыслов, внезапно порывает со светской жизнью и уходит в монастырь, принимая в постриге имя Сергий. Кому бы из современных юношей пришла в голову подобная мысль, если бы причиной являлось обнаружение информации о том, что девушка, с которой планируешь связать свою жизнь, не невинна? Да и в те времена, несмотря на многие условности в приличиях, аргумент для столь радикального поступка странный. Странный для окружающих, но не для принципиального Касатского. Кто читал повесть Толстого, тот знает о всех душевных терзаниях и поступках отца Сергия. Спектакль очень близко следует повествованию. Постановка на сцене вносит свои нюансы: за большинством актеров закреплено сразу несколько действующих лиц. Так Полина Одинцова исполняет роль и невесты Касатского, и барыни в церкви, и кликуши на паперти. Ощущаете диапазон: невеста с дворянской родословной и кликуша? Дмитрий Супонин – и отец невесты, и игумен, и пьяный ухажёр. Одно из самых сложных перевоплощений, с которыми актриса прекрасно справляется, у Евгении Михеевой. Она Пашенька в детстве, Пашенька в старости, она же ангел-спаситель Касатского, она же барынька в церкви, она же мозгами болящая. Толька за свою роль отвечают Максим Виноградов – князь Стива Касатский и он же Отец Сергий, и Игорь Ясулович, воплощающий образ игумена Пафнутия. Максим Виноградов крепкий юноша, по действию возраст его меняется до пожилого человека, но зритель не ощущает этого. Я понимаю, что так воплощается решение режиссера показать, что внутренний стержень Сергия, основанный на честолюбии, принципиальности и желании быть первым, практически до конца жизни остается неизменным, несмотря на внутреннюю борьбу. Не может святой отец полностью предаться смирению, потому как не может справиться с гордыней — одним из смертных грехов. Да и другие источники борьбы: сомнения и похоть — подстерегают на выбранном монашеском пути. Даже появление способности к целительству рассматривается Сергием как проявление происков дьявола, который подменил духовное служение Богу деятельностью для людей. И уже совсем по основам психоанализа: отцу Сергию приходят на ум воспоминания из детства об обиженной им и компанией мальчишек маленькой девочке Пашеньке. Он идет к ней, теперь уже старой, высохшей Прасковье Михайловне, прожившей долгую не слишком счастливую жизнь, чтобы покаяться и узнать от неё, в чем его спасение. Скромные декорации, напоминающие обугленный лес, с редкими образами святых на обгорелых, приближенных к небесам стволах, да небольшая землянка схимника, в которой большую часть своей жизни провел Сергий. С костюмами минимализм. На отце Сергии и игумене Пафнутии логично смотрится черное монашеское одеяние. Белый верх, черный низ у исполнителей мужчин не вызывает вопросов. А вот разнооттеночные джинсы у исполнительниц большинства женских ролей подвергают в недоумение, хочется что-то поженственней и ближе к освещаемой эпохе. Неторопливое исповедальное повествование, заставляющее выслушать неординарную историю. Удивиться, как глубоки переживания, у людей, которые пытаются прийти к духовному совершенству, и понять, что обычная жизнь тоже может быть угодна Богу, если живешь не для себя, а для людей. Знаю, что существует фильм, снятый Сергеем Бондарчуком. И я его когда-то смотрела, но кроме общего ощущения унылости и крупного плана артиста ничего не помню. Спектакль же оставил яркие впечатления, заставив переживать и сочувствовать героям, а потому думаю, что теперь воспоминания о произведении надолго останутся в памяти. | |
Субботина Анастасия |
27.02.2023 | |
На днях я побывала в МТЮЗе и посмотрела спектакль «Отец Сергий» по повести Льва Толстого. В описании спектакля на сайте говорится, что эту повесть Лев Николаевич задумал за 20 лет до того, как сам отказался от всего, включая всемирную славу, и отправился пешком в монастырь. Герой-аристократ, князь Касатский (Максим Виноградов) страдает от несправедливости и решает уйти в монастырь. Основной причиной к этому послужила новость, что его невеста была любовницей царя. Но и в монастыре ему приходится бороться с грехами и искушениями — с похотью, когда его пытается соблазнить светская дама, с тщеславием, когда осознает, что может исцелять больных людей. Хотелось бы отметить Евгению Михееву, которая играет юродивых героинь: и «мозгами болящую» девочку, которую привели к Сергию лечиться, и Пашеньку в детстве и старости, к которой сам Сергий приходит за прощением и утешением. Постоянно, на всём протяжении спектакля, присутствует молчаливый герой игумен Пафнутий, которого играет Игорь Ясулович. Наблюдать, как он сочувствует и сострадает Сергию, иногда интереснее, чем за метаниями главного героя. Что понравилось в этом спектакле — в нем нет антракта, действие идет на одной волне, оторваться невозможно. Спектакль Камы Гинкаса идет в странной манере — актеры произносят текст, рассказывая о своем состоянии, а не показывая его (возникает ощущение, что читаешь книгу, а не смотришь спектакль). | |
Мария |
30.04.2022 | |
Спектакль «Отец Сергий» в МТЮЗ. Толстой всегда будоражит ум и заставляет думать, рассуждать и искать. Вот и князь Касатский, разочаровавшись в любви, уходит в монастырь в поиске истины. Поиск длиною в жизнь. Князь отрекается от светских увеселений и карьерного роста, принимает постриг в монахи с именем Сергий. Декорации символичные. Вся сцена находится под углом. Отражает постоянные попытки ползти вверх, попытки вырваться из грешного во что- то более высокое и правдивое. Сам Отец Сергий пытается карабкаться по наклонённому столу, который с каждым движением Сергия вверх становится все выше и все же скатывается назад в искушение. Прекрасно исполнил роль отца Сергия Максим Виноградов. Встречаясь с постоянным искушением, отец Сергий должен перебороть свою гордыню. После прихода в келью богатой женщины, отец Сергий отрубает себе палец. Проходя пободрее испытания, он обретает дар исцеления. Множество людей приходят к нему в надежде получить утраченное здоровье. Однажды купец привозит к монаху свою «неврастеничную» дочь, которая и становится для отца Сергия самым большим грехом. Спектакль очень глубокий, масштабный, раскрывающий истинного Толстого. Толстой сам, будучи отлучён от церкви, отправляется в монастырь и по дороге, не дойдя, умирает. Параллель с жизнью самого писателя прослеживается в спектакле. Много трогательных моментов запали в душу. Сегодня это невероятно актуально. Ответы на многие вопросы приходят после просмотра этого спектакля. | |
Елена К |
12.04.2022 | |
На днях посмотрела в театре МТЮЗ премьеру этого сезона «Отец Сергий» — постановка Камы Гинкаса по одноименной повести Льва Толстого.
Сцена и до спектакля открыта полностью, сразу демонстрирует нам и настроение, и дух спектакля. Прозрачный полумрак, темные поверхности, тонкими церковными свечами стремятся ввысь деревянные шесты, на вершине которых, кажется, дрожит пламя и плавится воск, принимая образы ангелов.
Спектакль посвящен памяти Сергея Бархина. Сценограф Эмиль Капелюш, похоже, очень внимательно отнесся к поставленной задаче и не только справился в своей узнаваемой манере с художественным решением спектакля, но и весьма аккуратно и бережно отнесся к стилю, присущему Сергею Бархину, много лет создававшего образы спектаклей Камы Гинкаса. По крайней мере, мне так показалось. И пространство сцены поднято, развернуто к зрителям, и материал декораций опять дерево, и при кажущейся статичности — никаких громоздких движущихся декораций, — мы видим то, о чем повествует голосами героев повести автор. Каждый предмет, каждая доска на сцене играет важную роль. Все очень лаконично, и точно — и от этого по-своему красиво какой-то аскетичной, выстраданной красотой. По ходу спектакля тема шестов-свечей перекликается уже с настоящими свечами игумена Пафнутия, и снова это и тонко, и рождает множество смыслов...
Отдельно хочется восхититься световым оформлением. Никаких новомодных штучек, лазеров, видеопроекций, стробоскопов и прочего, — только свет и тьма. Простите, люблю профессионализм и красоту, не могу промолчать — понравилось. Художник по свету Александр Мустонен.
Перед началом спектакля Кама Миронович сказал несколько слов о спектакле. Это было немного неожиданно (все же не премьера-премьера, третий месяц спектаклю), но очень приятно :)
Могу сказать, что, кажется, начинаю узнавать режиссерский стиль Камы Гинкаса. Снова текст литературного произведения роздан актерам на сцене и они управляются с ним сами и за автора, и за своих персонажей. Прием интересный, и я уже видела здесь подобным образом поставленный спектакль — «Скрипка Ротшильда». Но кажется, что в случае с Толстым это решение действительно удачное, хоть и несколько осложняет работу как зрителям (точно), так и актерам (мне кажется). Но и произведение само не предполагает развлечения или отдохновения, — оно, скорее, заставляет задуматься, а то и заняться переосмыслением законов жизни и собственного пути в ней. Так что такая подача материала очень даже удачно навевает мысли не то о притчах, не то о сказаниях. А вот костюмы, если честно, на первый взгляд производят впечатление не то самодеятельности, не то отсутствия бюджета. Артисты практически "в своем" - джинсы, кроссовки, белые рубашки и подтяжки... Кто-то меняет образ тут же, на сцене, накидывая поверх практически офисного прикида рясу или капор и накидку - ах, барышни! Художник по костюмам Елена Орлова добилась интересного эффекта: действие, во-первых, абсолютно вневременное получилось, во-вторых, такая условность внешнего образа живо перекликается с чтением текста Толстого героями, часто о себе - в третьем лице, и лишь подчеркивает предложенные зрителю обстоятельства: нам рассказывают, иллюстрируют рассказ, и только. Тем интереснее, что в этих условиях актерам удалось таки и "оживить" своих героев, и сделать многие сцены очень сильными, заставляющими зрителей искренне сопереживать.
Для нас играли: Игумен Пафнутий - Игорь Ясулович Князь Стива Касатский и он же Отец Сергий - Максим Виноградов Невеста Касатского, якобы барыня в церкви, а также кликуша на паперти - Полина Одинцова Пашенька в детстве, Пашенька в старости, она же ангел-спаситель Касатского, она же барынька в церкви, она же мозгами болящая - Евгения Михеева Якобы царь Николай Павлович, якобы полковник-сослуживец Касатского и ещё монах - Константин Ельчанинов «Ужасная» совратительница и якобы мать невесты - Илона Борисова – И отец невесты, и игумен, и пьяный ухажёр - Дмитрий Супонин Купец (отец болящей дочери), он же пьяный ухажёр и он же монах - Илья Созыкин – Барышня «нехорошего поведения», а также дочь Пашеньки - Алла Онофер – Послушник и как бы умерший сын Пашеньки - Сергей Кузнецов Офисный планктон, а также толпа, жаждущая чуда - Леонид Кондрашов, Сергей Волков, Всеволод Володин, Александр Скрыпников, Дарья Петрова, Марина Гусинская
Игорь Ясулович присутствует на сцене практически все два часа спектакля, и одно его молчаливое присутствие придает особый смысл и вес всему, происходящему там.
Не так я себе представляла отца Сергия, конечно. Главный герой в исполнении Максима Виноградова настолько молод, полон жизни и не благостен, что хочется начать давать советы гримерам, как бы притушить эту радость жизни и светскость :) Однако в целом в концепцию "мы-вам-рассказываем" такой отец Сергий вполне вписывается, это просто с моими ожиданиями не совпал.
В целом же спектакль понравился и вот уже третий день заставляет думать о себе. Мне кажется, это хороший результат. Вряд ли он станет моим любимым, на который можно ходить хоть каждый месяц, но определенно запомнится и попадет в личный список "я рекомендую". Да, не развлечение. Не шоу. Возможно, подойдет не всем. Но тем, кто любит серьезные вещи - стоит идти и смотреть. | |
Галина |
12.03.2022 | |
Кама Гинкас поставил в Московском театре юного зрителя, художественным руководителем которого он является, новый спектакль - "Отец Сергий". Литературная основа - произведение Льва Толстого, написанное им за 20 лет до того, как сам он решит все бросить и уйти в монастырь... Правда, не дойдет, умрет по дороге. Вот и герой спектакля всю свою жизнь положил на то, чтобы идти туда, куда дойти не смог... Или смог? Финал вроде бы говорит, что смог-таки, но что-то в этот финал не очень верится, скорее, это автору так хотелось. А на мой взгляд, как ушел Стива Касатский в монастырь сгоряча, превратившись в отца Сергия, так и промаялся всю жизнь не в своей тарелке, насилуя себя несвойственной ему жизнью. Да, люди бросают мир и уходят служить Богу, но - по зову души, а не из-за обиды на собственную невесту. И хотя чисто номинально он многого достиг на поприще монашества, вот людей стал исцелять, например, но душе его от этого не легче стало, а только тяжелее, ибо гордыня говорила ему, что служит он людям, а не Богу... Хотя, а почему же не Богу, если дело-то делает божеское?.. В общем, много вопросов. Все два часа сценического действия зрителю не удастся передохнуть - придется напряженно работать мозгами. Не будет ни антракта, ни песни, ни танца, все время придется следить за душевными метаниями главного героя. Как бросает его из одной крайности в другую. Как ведет он неравный бой с соблазнами и человеческими желаниями... Но вот раз Бог дал ему эти желания, значит, и не стоит с ними бороться, жить надо так, как душа просит, ну не вредя при этом просто людям, но и в отшельника себя превращать зачем же?.. А то ведь, неровен час, и сорвешься с катушек, и натворишь бед гораздо больше, чем если бы просто в миру жил, но - по человечески. И себе навредишь, и другому человеку. И не помогут ни молитвы, ни кирпичи на горбу, ни покалеченная добровольно рука. А остался бы князем - и сам радовался бы жизни, и мог бы дел добрых наделать целую гору, перспективы-то были очень хорошие. А так... В общем, философский такой спектакль, для размышлений. Немного тягомотный, я бы сказала. В духе Толстого как раз, насколько я могу судить о его духе, конечно)). Меня, честно говоря, все эти метания героя не очень тронули. Ну раз он такой весь чистый и возвышенный, ну какого он невесту-то накануне свадьбы бросил? А, да, узнал, что она не так чиста, как он надеялся. Но она же его любила. И он вроде бы любил... Но видно - вроде бы... Иначе бы женился и спас девушку от кривотолков, а не вот так вот - я в монастырь, а ты - как хочешь. И даже в этом его уходе, ИМХО, было что-то позерское, не от души шло. Постановка очень хорошо сделана, профессионально, ну а как может быть иначе, когда сам Кама Гинкас ставил. Актеры стараются. И маститые (Игорь Ясулович в роли игумена Пафнутия), и новые для меня лица, такие, как исполнитель главной роли Максим Виноградов. Но чтобы она попала в душу, нужно, наверное, иметь подобный опыт переживаний, ну или просто проникнуться сочувствием к главному герою, меня спектакль за душу не задел, только за мозг)). Я совершенно не жалею, что я увидела этот спектакль, он очень достойный по качеству исполнения, но это не то, что мне хотелось бы пересматривать снова и снова.
| |
Елена |
14.02.2022 | |
В одном из своих интервью Олег Басилашвили сетовал, что в последнее время режиссерами движет «Желание не прочесть пьесу, а показать, насколько оригинальна собственная фантазия. Исчезает сам дух произведения, то, ради чего пьеса была написана». И какое счастье, что остались еще «последние из могикан», для которых важно бережное отношение к первоисточнику. Кама Гинкас даже не стал делать полноценную инсценировку повести Л.Н. Толстого, поэтому в его спектакли персонажи говорят не только от первого лица, но и перебрасываются описательными репликами, сохраняя, тем самым, текст автора почти неприкосновенным. «В Петербурге в сороковых годах случилось удивившее всех событие: красавец, князь, командир лейб-эскадрона кирасирского полка, которому все предсказывали и флигель-адъютантство и блестящую карьеру при императоре Николае I, за месяц до свадьбы с красавицей фрейлиной, пользовавшейся особой милостью императрицы, подал в отставку, разорвал свою связь с невестой, отдал небольшое имение свое сестре и уехал в монастырь, с намерением поступить в него монахом. Событие казалось необыкновенным и необъяснимым для людей, не знавших внутренних причин его; для самого же князя Степана Касатского все это сделалось так естественно, что он не мог и представить себе, как бы он мог поступить иначе» - так начинает свою повесть Толстой. Итак, Вы - обычный светский человек с вполне мирскими страстями и пороками. Что изменится от того, что вы наденете на себя монашескую рясу? Ближе к Богу вы от этого не станете. Зачем человек уходит в монастырь? Отречься от мирского и посвятить себя божественному Бытию. А с каким багажом пришел в монастырь Касатский? Какой там Божий промысел, о чем вы? Его заставила это сделать гордыня!!! И понеслось... Внешне – ряса, а внутри все тот же человек. Кама Гинкас показывает в своем спектакле не историю духовного перерождения человека, а историю последствий маниакальной идеи, овладевшей его разумом, не произведя при этом никаких преобразований в душе… Мне очень понравилась сценография спектакля, которую мастерски создал Эмиль Капелюш. «Отец Сергий» посвящен памяти Сергея Бархина - замечательного художника, с которым Кама Гинкас работал много лет. Перед зрителями на сцене странные фигуры на шестах, упирающиеся в небо (?). Покатый дощатый пол, открыв люк в котором, попадаешь в крохотную келью отца Сергия. В какой-то момент несколько досок в полу поднимутся, устремившись в небо и оставив длинные дыры, ведущие в бездну. И надо умудриться ходить по сцене так, чтобы не провалиться в эту бездну, которая совсем рядом. Браво!!! Да уж, такова наша жизнь, все мы ходим по краю пропасти… И, конечно же, нельзя не отметить очень сильную режиссерскую находку -придуманный специально для Игоря Ясуловича персонаж игумна Пафнутия, духовного наставника отца Сергия, который на протяжении всего спектакля молча наблюдает его горделивые метания, попытки вскарабкаться ближе к Богу и неизменное возвращение в исходную точку человеческой слабости. Само его присутствие на сцене придает действу особую мощь. Смотреть спектакль было интересно, в зале на протяжении всех двух часов стояла гробовая тишина, на поклонах же «публика неистовствовала»!!! Желаю «Отцу Сергию» долгой и счастливой сценической жизни!
| |
Елизавета |
26.01.2022 | |
В Московском ТЮЗе премьера: "Отец Сергий" по повести Толстого в постановке Камы Гинкаса. Кама Миронович до этого кажется к произведениям Льва Толстого не обращался. Во всяком случае я такого не припомню. Он много ставил Достоевского и Чехова, были спектакли по Лескову и Гоголю и вдруг Толстой. Видимо время пришло. В "Отце Сергии" Лев Николаевич пророчески предвидел свою судьбу. Кама Гинкас говорит о повести так: "В 1910 году Лев Толстой в возрасте 82 лет ушёл из дома и, отказавшись от всего, включая всемирную славу, отправился пешком в монастырь. По дороге умер. За 20 лет до этого Толстой задумал и написал "Отца Сергия" — повесть про человека, который бросил всё и ушёл в монахи. Какое странное и страшное предвидение." Считается, что в повесть Толстого повествует о гордыне и честолюбии, о борьбе с самим собой и о катастрофическом падении. Но на самом деле, как мне кажется, и повесть, и спектакль посвящены судьбе человека, стремящегося обрести идеал в жизни, в людях, в себе, и этот, на самом деле недостижимый идеал, не находящего. Спектакль МТЮЗа посвящен памяти Сергея Бархина, и лаконичная сценография Эмиля Капелюша воспринимается как поклон ушедшему Мастеру. На сцене нет горизонталей, лишь лики изможденных святых на шестах, да покатый помост со щелями подземных келий. Весь спектакль Максим Виноградов, исполнитель главной роли, не покидает сцены. В центре внимания жизнь его героя, мучительно пытающегося быть честным с собою и людьми. А люди, толпа, как античный хор, сопровождает действие. Массовка то преображается в офисный планктон, то в монахов, то в отчаянно ищущих исцеления больных. И еще один персонаж спектакля не покидает сцены, это игумен Пафнутий – Игорь Ясулович. Такого героя нет у Толстого, но он важен для Гинкаса. Пафнутий почти не двигается и не говорит, лишь безмолвно наблюдает за попытками человека убежать от себя, не осуждая, но, возможно, вспоминая. Спектакль смотрится на одном дыхании, от сцены невозможно глаз отвести, напряжение действия держит в напряжении зал. У Гинкаса в финале Отца Сергия не ссылают в Сибирь. Князь Стива Касацкий, он же отец Сергий, отправляется в бесконечное странствие по свету, читает людям Евангелие, а люди слушают умиляясь.
| |
|
|
|