Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Театр Геликон-опера
Декабрь 2024
пнвтсрчтптсбвс
   26272829
3031     
Январь 2025
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

ЭЛЕКТРА («Санктъ-Петербургъ Опера»)
Театр Геликон-опера
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Ия Яковлева 16.11.2021  
 
Не так давно, в рамках феста «Видеть музыку» на сцене Геликон-оперы показывали этот спектакль
Всякие зверства, кстати. Так что лучше было увести детей видеть музыку по другим поводам.
А самим не лишнее познакомиться с этой весьма незабываемой «Электрой».
Отчего-то эту оперу Рихарда Штрауса в Москве не ставят.
Не знаю, что было на самой первой премьере в России – в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре в 1913 году. Но уверена, что и тогда дичи и эпатажа хватило. Тем более, за режиссуру отвечал В. Мейерхольд. И я бы посмотрела и послушала такое, при очень маленьких шансах попасть. Опера выдержала всего три представления.
А вот сейчас мы можем себе позволить. Если театр будет ставить в афишу почаще.
Сначала думаешь - почему Санкт-Петербург, ведь на сцене хватает экспрессии, красного цвета и азиатчины. А не строгости, например, чистых линий и аристократизма.
Однако когда главная героиня Электра берет в руки топор – меня осеняет. Ну конечно.
Как можно было пройти мимо такой отчетливо петербургской детали. В нашем, крестьянском понимании.
Топориком тут экспрессивно машут двое – Электра и брат ее Орест. Им предстоит убить старушку согласно древнегреческому сюжету. Старушка эта – Клитемнестра – мать обоим, и поведение ее само собой ужасно. Однако лить кровь, предаваться разврату и внедрять во все хаос - это фамильная черта. Они тут все одной крови – монстры, мечущиеся по дворцу-клетке с целью еще кого-нибудь порубить. А потом предаться разврату, затем взять топор и за кем-нибудь побежать, и так до бесконечности. Дурной, но существующей.
Круг непрестанной истерии - не придуманный режиссером (Юрий Александров) трюк, а сотворенный из самого воздуха и духа музыки Рихарда Штрауса концепт. Гармоничный и соответственный.
Гармония устроена на диссонансах, оркест, кстати, р играл настолько великолепно, что его можно было слушать отдельно, прикрыв глаза, пока со спутанными волосами и в рваных колготках злая-презлая Электра ползала на нижнем этаже дворца и гладила себя отрубленной головой любимого папы Агамемнона. Электра выла, орала и взывала – Агамемнон! Агамемнон..(Гамлет был скромнее, подумалось мне в этом месте, и сам на призрака отца не нарывался, притащили)
Но он, папа Агамемнон, не вернулся из мира мертвых, хотя от таких вокализов и мог бы. Зато явился брат, сначала притворяясь другим человеком и плащом прикрывшись, и не без сожаления, Электре пришлось топор ему отдать. Родилась женщиной, пляши и пой всегда, в том числе во славу убийства матери и царицы (мы слышим крики, что-то там про кровь врагов сплошным потоком льющейся везде, и лютый праздник, и прочие радости, которые простым сердцем людям трудно разделить).
В общем, веселая опера. Порно-шик.
Музыка – красивая, несмотря на монотонность эмоциональную, каждый нерв проработан искусно, и ток по нему пущен вовремя.
Да и вообще все – молодцы.
Тут я имею в виду певцов. Все пели отлично, кроме служанок в самом начале. Я успела расстроиться, но тут заорала Электра, и настал порядок, правильный, оперный.
Электра, сопрано, Ксения Григорьева
Хрисофемида, её сестра (сопрано) Валентина Феденёва
она, кстати, сначала не такая как все, отказывается всаживать топор во врагов, поет, что хочет выйти замуж за крестьянина и родить ему детей, а не бегать и скандалить, но потом не выдерживает лицо и пытается занять трон как умеет, то есть скачет экстатически, как положено члену семьи, паричок примеряет и прочее страшное.
Клитемнестра, царица Микен, их мать (контральто) Наталья Воробьёва
похоть, суеверие, кухаркины манеры (но это по роли приходится)
а голос – очень даже хорош.
Мужиков тут не много, им в начале 20 века диагноз "истерия" не принято было ставить
Орест, её брат (баритон) Геворг Григорян
Пришел, увидел, победил
сел на трон (про Эриний еще не в курсе, это тема другой оперы)
Эгист, любовник (тенор) Леонтий Сальенский
неплохие манеры и хороший голос одновременно только у этого персонажа, видимо, любовникам жить сложнее.
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010