|
|
Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru
Галина |
05.05.2023 | |
Так сложилось, что в Московский театр юного зрителя я второй раз подряд попадаю на постановку одного и того же режиссера - Андрея Гончарова. Режиссер один и тот же, а спектакли абсолютно разные. И не только потому, что разные сцены (спектакль "Семья Грей" идет на сцене во флигеле, которую очень люблю за ее атмосферу и уют). Они разительно отличаются абсолютно всем. Ну, во-первых, если "Бесконечная история" никак не хотела заканчиваться, то "Семья Грей" пришла к финалу очень быстро, я бы даже сказала, внезапно. Да, на сайте театра было указано, что спектакль идет всего 1,5 часа, но тем не менее зритель настолько погружается в эту тягучую атмосферу американской семьи, настолько начинает казаться, что это будет продолжаться долго, как сама неторопливая жизнь фермеров, что когда актеры начинают кланяться, не до конца веришь, что это всё)). За эти 1,5 часа перед нами проходит значительный кусок человеческой жизни. И если в начале спектакля зрителей настраивают на легкий, я бы сказала, юмористический, лад (хотя речь, вообще-то, идет о серьезной проблеме - пороке сердца), то потом ты окунаешься в непростые отношения членов семьи Грей. Порок сердца одного из сыновей, Теда, идет через всю жизнь семьи такой не то что красной нитью, а я бы сказала, колючей проволокой. Тебе ничего нельзя, потому что умрешь. Получается, что и пока ждешь смерти - не живи. То, как переживает мать, по-человечески понятно, и все-таки ближе всех Теду оказывается сестра, способная переступить через эти ограничения, но и взявшая на себя часть боли брата. Их любовь и близость - пожалуй, самые теплые в семье. Настолько, что в какой-то момент подумалось про историю Калигулы)), хоть в спектакле это обозначено одним единственным легким штрихом. Остальные любят друг друга, скажем так, по-своему. Глава семьи - на мой взгляд, все-таки самодур. Меня не убедили никакие ни его, ни моей спутницы)), доводы, что надо было переступить через чувства членов семьи и уничтожить одну из семейных реликвий. Не буду спойлерить, просто поверьте, что для остальных это было настолько важно, что другой сын, Дон, вынужден был на какое-то время разорвать связь с семьей. В общем, не буду углубляться в содержание истории. Она затягивает зрителя внутрь, в нее погружаешься и там живешь с героями эти 1,5 часа. И было бы очень здорово, если бы тебя постоянно из действия не выдергивала возня с реквизитом. ИМХО, избыточного реквизита и избыточная возня. Очень мешало смотреть вот это бесконечное перестилание травяных ковриков, перестановка мебели и перекладывание бумаги. Я, наверное, не поняла символизма многих предметов. Вероятно, режиссер что-то хотел донести до зрителей, но я только отвлекалась от действия, наблюдая, как рабочие отвинчивают стеновые панели или как актеры пытаются справиться с заворачивающимися краями дорожек из искусственной травы. И если про траву хотя бы было понятно, к чему она там, то про серую бумагу не поняла совсем. Ну только если дать в какой-то момент главе семьи эффектно запрыгнуть на рулон. Я не шучу. Прям впечатлил). Вообще, Андрей Максимов, исполняющий роль старшего Грея, Джона, задает спектаклю тон своей тихой, внешне невыразительной, но создающей всю атмосферу, речью. Такой Дон Карлеоне местного масштаба, которому никто не смеет перечить, а если смеет, идет вон. И даже жена, родившая ему пятерых детей и принесшая в приданое все, что у него есть, практически безропотно подчиняется его решениям... Ну, не безропотно, но подчиняется. Мне, кстати, очень понравилось, как играла здесь Полина Одинцова, очень достоверно. И отчаяние, и смирение, и любовь. Вообще, актеры вчера все отыграли отлично. На малой сцене трудно, но всем верила. Однако, задавая себе свой любимый вопрос, кому бы подарила цветы, если бы они у меня с собой были))), ответила, что они достались бы Дмитрию Агафонову (Дон Грей). У него не так много реплик и вообще сцен, но все они отыграны изнутри, душой. А уж его финальная песня просто сделала мой вчерашний вечер, так красиво, так проникновенно он ее спел. Я не специалист по музыке, да и медведь мне на ухо наступил, так что не могу оценить пение с точки зрения профессионализма, но голос Дмитрия просто заворожил, поэтому, наверное, и не сразу дошло, что спектакль окончен). Причем я даже не сразу узнала эту столь знакомую мне по "Сыну" Юрия Бутусова песню, настолько иначе она была исполнена. И оба варианта прекрасны). Я говорю про арию Гения холода (Cold song) из оперы Генри Пёрселла "Король Артур". И хоть звучала она по-английски, думаю, перевод на русский будет очень говорящим... Поет ее в опере Гений холода, разбуженный Купидоном, который хочет заставить этого отмороженного героя поверить в любовь. Что ты за сила, которая заставила меня подняться, Медленно, против моей воли, Из обители вечных снегов? Разве ты не видишь, Что плохо гнутся мои члены, Что я невероятно стар И не могу вынести этот злой мороз... Я едва могу двигаться И перевести дыхание. Я едва могу двигаться И перевести дыхание. Позволь мне, Позволь мне, Замерзнуть снова ... Позволь мне, Позволь мне, замерзнуть снова до смерти!
Вообще, в спектакле "Семья Грей" звучит и другая музыка, многие актеры МТЮЗа хорошо поют, и вчера даже не всем дали это продемонстрировать, соблюдая умеренность. В целом, своеобразный спектакль. Не могу его однозначно рекомендовать всем, он такой, арт-хаусный, я бы сказала, но если вы любите подобные, отнюдь не попсовые вещи, то вам сюда. Я, как минимум, не пожалела, что сходила. Достойная игра актеров, уютный флигель, доброжелательный администратор, проникновенное исполнение песен, хорошая компания - вечер вполне удался. | |
Татьяна |
27.05.2022 | |
Шервуд Андерсон. Новый для меня автор.
Но сюжет очень напомнил мне "Мещан" Горького. Когда в заботе и переживании за любимых детей в итоге глава семейства показывает, кто в доме хозяин. И семья раскалывается в нежеланиях уступать друг другу. Два произведениях схожи и в том, что первым сбежит самый трудолюбивый...
Очень тяжко наблюдать, как семья крошится прямо на глазах. При этом вроде бы просто идет жизнь, но вдруг бац! И ладно, когда это независящие от тебя обстоятельства, но когда буря начинается со слова...
Опять же нельзя не задуматься и о том, что родные люди далеко не всегда те, кто тебя понимает. Но хуже, когда прекрасно понимают, но и поэтому знают, куда бить.
Жаль всех. Семья большая, а счастья-то и нет....
Я люблю камерное пространство Сцены во Флигеле. Маленький мирок семьи Грей виден как на ладони. Разговоры по душам, скелеты в шкафу. И красивое завершение. Вроде бы слом жизни, но и свет и надежда на будущее. Возможно, не такое, каким рисовалось в мечтах.
Очень колоритный глава семейства (а какая вступительная речь!) - Андрей Максимов. Вот вроде бы умом понимаешь его соображения хозяйственника, но симпатизировать сложно...
Его жена - Полина Одинцова. Полная ему противоположность. Удивляешься, как они вместе... И да - влюбленных, живущих душа в душу не очень напоминают... Но разный круг воспитания очень чувствуется. И брат для не как глоток воздуха, да и чую без скелетов тут тоже не обошлось.
Очень понравился Тед - Леонид Кондрашов. Его персонаж имеет такую мальчишескую жажду жизни! Ему хочется бегать, придумывать что-то, он уже построил планы о своем будущем! А какая Мэри?! Взрослая барышня в 12 лет. И прям вот кажется, что близость матери и ее брата повторяется и здесь. На самом деле прям хочется пересмотреть спектакль, чтобы разобраться в этих отношениях.
Очень хороший персонаж вышел у Дмитрия Агафонова. Старший сын! Наследник! Такой же как и отец! Хоть и тут во время одного тоста закрадывается сомнение. А эти цветы?.. Отец даже по-моему заревновал. И если честно не очень поняла эффектный выход в конце Дона. На щите?...
Грустный итог... | |
Елена |
07.03.2022 | |
Сцена «Игры во флигеле» в МТЮЗ представляет собой площадку, на которой молодые режиссеры могут создавать свои спектакли и калейдоскоп их уже сейчас очень яркий и разнообразный. На днях посмотрела на ней «Семью Грей». Это первый спектакль уже довольно известного молодого режиссера Андрея Гончарова, который мне довелось увидеть. Интересный выбор литературного материала для постановки - новеллы «Братья и смерть» неизвестного мне ранее классика американской литературы XX века Шервуда Андерсона, рассказывающей о жизни патриархальной семьи фермеров. Cемейная история. Неспешная. Обманно неспешная. Необычный режиссерский подчерк, в котором тесно переплетены условность и нарочитая реальность действия. С одной стороны – занавес в виде шторы для ванной комнаты, игрушечные мечи и рыцарские доспехи, картонная коробка вместо телевизора, рулоны искусственного газона, то расстилаемые, то сворачиваемые самими актерами, которые символизируют многочисленные акры земли, принадлежащие семейству Грей. С другой – настоящие ведра, тазы, детская ванночка с водой, в которой моются отец и сын, огромный, прекрасно сервированный обеденный стол с настоящим супом с фрикадельками в тарелках (не забудьте плотно перекусить перед спектаклем, аромат этого супа разливается по всему небольшому залу и вызывает зверский аппетит). Неожиданное начало спектакля –короткая интерактивная лекция о пороке сердца, прочитанная актером Андреем Максимовым, тут же на наших глазах переодевшимся и превратившимся в главу семейства – Джона Грея. Подчеркивает его роль в семье огромная золотая голова буйвола, висящая на стене и одеваемая им в одной из сцен спектакля. Про таких, как он говорят – «мягко стелет, да жестко спать» - Джон Грей неспешно за всем наблюдает, все больше молчит, не вступает в спор ни с женой, ни с сыном, а неоспоримые приказы отдает шепотом… На мой взгляд, молодому актеру, подчеркнувшему возраст своего персонажа лишь наклеенными бородкой и усами, эта роль удалась! Не зря на счету Андрея Максимова, лишь в 2019 году окончившего ВШСИ, уже почти десяток ролей, в том числе и одна из главных в спектакле Камы Гинкаса «Кошка на раскаленной крыше» (Брик Поллитт). Полина Одинцова, моя любимая актриса МТЮЗа, играющая мать семейства, Луизу Грей и здесь была великолепна, несмотря на минимум текста и действий. Открыла ля себя очень интересного совсем молодого актера, Дмитрия Агафонова, также в 2019 году окончившего курс К.М. Гинкаса и О.М. Тополянского ВШСИ. В спектакле он очень убедительно играет старшего сына, Дона Грея. И при этом еще и прекрасно поет. Только дома, из программки, узнала, что в роли двухлетнего малыша Гаррика Грея и дяди Фреда (чей персонаж так и остался для меня загадкой) на сцену выходил один артист – Евгений Кутянин. Браво!!! Интересный, трогательный дуэт получился и у Аллы Онофер (Мэри Грей) и Леонида Кондрашова (Тед Грей), страдающего приобретенным пороком сердца (видимо, с этим и связано необычное начало спектакля). Не могу похвастаться тем, что разгадала все режиссерские задумки, тем более, что с первоисточником я не знакома. Однако, театральный язык Андрея Гончарова, которым он рассказал историю семьи Грей, мне оказался близок и на протяжении всех полутора часов заставлял меня, как загипнотизированную, неотрывно смотреть на сцену.
| |
Светлана В. |
09.01.2022 | |
Ещё один спектакль в любимом МТЮЗе. Это был странный спектакль... Который больше ставит вопросов, чем дает ответов и безусловно требует дальнейшего осмысления... Действие основывается на рассказе Шервуда Андерсона «Братья и смерть». Но есть и значительные переделки исходного текста.
Лично у меня возникла стойкая ассоциация с чеховским Вишневым садом... это как бы продолжение и как бы в американской действительности... Но ассоциация не очень четкая, разве что и там и тут рубят деревья... красивые и много значащие для героев пьесы, но не приносящие пользы в настоящий момент...
Но главный вопрос, конечно, не в деревьях, а в отношениях между членами большой семьи Грей... Отец и мать, отец и старший сын Дон, Тед и Мари (ещё один сын и дочь). Тут все не просто... Через диалоги, действия и порой странные ритуалы разворачивается жизнь этой семьи... Идет борьба за власть и отстаивается право на жизнь по своим правилам. Даже если нельзя, даже если это смертельно опасно...
А заодно вы прослушаете краткую лекцию про пороки сердца. Да, именно с лекции все и начинается... И именно порок сердца во многом определил отношения в семье Грей... Жить на полную или ограничиться и поберечься? Тед с помощью Мари отстоял своё право на сколько это возможно выбрать первое... Правильно это или нет, каждый решает сам...
В общем спектакль странный, но интересный и яркий... Если готовы к необычному, готовы не просто брать, но и шевелить извилинами, пытаясь разгадать увиденное, то вам должно понравиться... Так как это про самое главное — про человеческие отношения... про любовь и про смерть...
Играют во флигеле. Сцена маленькая, зал тоже. Видно и слышно все отлично. Вплоть до запаха супа с фрикадельками во время семейного ужина... Погружение в семейные беды и радости всеми органами чувств... | |
Elizaveta Efremova |
26.11.2021 | |
Честно говоря, спектакль "Семья Грей", поставленный в Московском ТЮЗе Андреем Гончаровым по рассказу Шервуда Андерсона "И еще сестра - смерть" загнал меня в тупик. Нет, я не могу сказать, что мне не понравилось. Все полтора часа невозможно было от сцены отвести глаз: казалось бы ничего особенного не происходило, но перед нами прошла жизнь большой семьи, спрессованная в один день. Мое любопытство было так растревожено, что придя домой я прочитала рассказ. После этого легче не стало. "Глава семьи Греев был верен земле и жаден до земли. Начал он как скотовод — получил в наследство маленькую отцовскую ферму, каких-то двести акров бок о бок с огромной в ту пору фермой Эспинуола, — и с первых шагов беспрерывно прикупал еще и еще землю. И все глубже врезался во владения Эспинуолов, людей легкомысленных и хвастливых. Они воображали себя аристократами, то и дело безо всякой скромности напоминали, что их род из старейших в штате, блюли семейные традиции — дом полон гостей, конюшни — скаковых лошадей, и крупно играли на скачках. Джон Грей покупал у них землю, то двадцать акров, то тридцать, а там и пятьдесят, а под конец прибрал к рукам и старый эспинуоловский дом и взял в жены одну из дочек". Казалось бы рассказ и спектакль о головокружительной карьере многодетного отца фермерского семейства Джона Грея (Андрей Максимов), но это рассказ и о любви, и о непростых отношениях внутри семьи, и о смерти. Но, на мой взгляд, спектакль получился прежде всего о домашнем насилии. О насилии без рукоприкладства, но случается, что психологическое давление переносить еще сложнее. Джон Грей постоянно говорит о своей любви к жене Луизе Грей (Полина Одинцова), но это скорее чувство собственника, для которого наравне с телочками и быками стоят жена и дети. Мэри (Алла Онофер) и Тед (Леонид Кондрашов) постоянно пытаются отвоевать хоть кусочек свободы, лазая по громадным дубам, но даже это им не позволено - по приказу отца дубы спиливают. Как же вся семья молила отца оставить деревья, но для Джона Грея важнее чувство власти. Старший сын Дон (Дмитрий Агафонов) - любимчик и надежда отца, но как только Дон заикается об управлении поместьем, его сразу же прижимают к ногтю. Лишь заехавший на праздничный обед дядя Фред (Евгений Кутянин) напоминает Греям, что жизнь кипит за пределами поместья, но сестре запрещено ездить к нему в гости. Спектакль "Семья Грей", поставленный в МТЮЗе, произведение непростое, но сделан он с фантазией и полон подтекстов. Его стоит посмотреть.
| |
|
|
|