Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Театр МОСТ
Декабрь 2024
пнвтсрчтптсбвс
23242526272829
3031     
Январь 2025
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

ДОСТОЕВСКАЯ. СНЫ АННЫ
Театр МОСТ
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  М Годлевская 10.04.2023  
  "Ты мое будущее все — и надежда, и вера, и счастие, и блаженство — все"
(с) Ф.М. Достоевский

5 апреля Театр МОСТ вновь поразил меня очередной пронзительной постановкой, стирающей грань между театром и реальной жизнью. Спектакль "Достоевская. Сны Анны" режиссера Георгия Долмазяна приоткрывает для зрителей обратную сторону жизни великого писателя и его творчества. Особый жанр - документальный театр - обязывает реалистично изобразить эпоху, события, героев. Это невероятный труд и для режиссера, и для сценографа, и для художника по костюмам, и, конечно для самих артистов, которые не просто перевоплощаются в разные образы, а проживают на сцене снова и снова фрагменты жизни реально существовавших людей.

Настоящая любовь - не только безграничное счастье, но, порой, и тяжкие горести. Такая любовь была у Анны Сниткиной и Федора Михайловича Достоевского. Любовь литературного гения и простой стенографистки, без которой могли не увидеть свет многие великие произведения писателя. К своему стыду я должна признаться, что читая эти шедевры русской классики, я ни разу не заинтересовалась биографией автора, а потому спектакль стал для меня большим откровением. То, что Федор Михайлович был чувствительной и сложной натурой знают многие, тем более, это понятно по его творчеству. Но мало кто знает, насколько самоотверженной была его вторая жена, его любовь, его муза, его счастье - Анна Сниткина. Она все терпела и отдавала последнее ради его счастья, помогла ему выплатить долги, освоила издательское дело, чтобы выпускать книги мужа с максимальной выгодой, не выплачивая процентов издателям, о благополучии супруга она пеклась даже в ущерб собственному. Все эти истории параллельно с действием, происходящим на сцене, нам рассказала актриса, играющая Анну уже в весьма почтенном возрасте. Весь спектакль построен на фрагментах воспоминаний из жизни Анны и Федора. Наверное потому спектакль и называется "Достоевская. Сны Анны", что по прошествии длительного времени мы закрываем глаза и видим наше прошлое потускневшими отрывками, словно это сон...

Анну в спектакле играют целых шесть актрис, каждая - в определенный период жизни. Играли чудесно, особенно Вера Семенова и Наталья Дедейко. Честно говоря, даже жаль, что Наталье выпал столь короткий фрагмент, поскольку она уже успела стать одной из моих любимых актрис в этом театре. Чудеса перевоплощений зрителям показала Екатерина Алексашина, сыгравшая в спектакле целых три роли! Но особый восторг хочется выразить Дмитрию Чурикову, представшему перед зрителями в образе Достоевского! Легкая сутулость, резкие нервозные движения, тяжесть жизненного опыта на усталых плечах, излишние чувствительность и закрытость, - все в образе говорило о том, что актер очень продолжительное время изучал своего персонажа и проживал его образ, насколько это возможно. Браво!
А еще я узнала, что в театре МОСТ зал трансформируется. И в спектакле "Достоевская. Сны Анны" сцена в виде невысокого подмостка располагается от входа со стороны буфета до окна. Два сектора зрительного зала располагаются по обе стороны от сцены. Притом, один сектор называется "АГ", а второй - "ФМ", что, как я поняла, обозначает "Анна Григорьевна" и "Федор Михайлович" соответственно. Актеры играют внутри сценического пространства, не ориентируясь на зал. А вот главная рассказчица - Анна в почтенном возрасте - играла как раз для зала и перемещалась между четырьмя стульями, стоящими по периметру сцены. И создавалось впечатление, словно Достоевская рассказывает нам свои воспоминания, а мы просматриваем их будто бы в небольшом стеклянном шаре, наблюдаем со стороны... На сцене кроме передвижной платформы с перилами, которую за время спектакля переместили всего дважды, была лишь скамейка со стороны окна и полосы ткани, закрепленные наверху вокруг сцены. Несмотря на такой минимализм, пространство не казалось пустым, его заполняло действие, эмоции, замечательная актерская игра. Но лично мне немного мешала ткань. Когда актеры оказывались за ней, и я не видела их эмоций, меня выдергивало из спектакля в реальность.

Когда спектакль закончился, мне очень захотелось познакомиться ближе с биографиями Достоевского и его преданной жены Анны. Меня до глубины души поразила история их любви. Любви, претерпевшей болезненные потери, лишения, пагубные пристрастия супруга. Как ангел-хранитель, Анна укрывала семью от невзгод, ограждала мужа от неприятностей, создавая ему все условия для плодотворной работы над его произведениями. Анна была верна Федору Михайловичу и после его смерти, храня в сердце свою любовь и драгоценные воспоминания о любимом муже. И я задумалась, вот какой должна быть любовь, а другой - нет, не нужно…
 
  Инесса 02.12.2021  
  В честь 200-летия Ф.М.Достоевского было выпущено уже множество спектаклей о жизни писателя или по его произведениям, но вот никто еще не делал постановку о жизни его супруги, Анны, которая была настоящим ангелом-хранителем гения много лет. Режиссер Георгий Долмазян очень интересно подходит к раскрытию образа Анны: ее играют целых шесть актрис. Юная 20-летняя Неточка (Полина Шашуро) приходит к уже немолодому Достоевскому (Дмитрий Чуриков) работать стенографисткой, их невероятно плодотворное сотрудничество длится достаточно долго и, наконец, писатель принимает решение жениться на доброй и «хваткой» девушке. 22-летняя Анна Сниткина (Александра Кареева) недолго колеблется, и они играют свадьбу.

Вообще, весь спектакль недаром называется «Сны»: он основан на воспоминаниях уже очень пожилой Анны Григорьевны Достоевской (Вера Семенова), которая давно схоронила мужа. Сначала на сцене только одинокая женщина в черном, но по мере ее рассказа, луч свет «выхватывает» из прошлого все новые картины.

Для меня Анна – настоящая героиня, потому что на мой современный взгляд, супруге такого человека, как Федор Михайлович, не позавидуешь. Анна самоотверженно отдавала мужу свои вещи в залог для игры на рулетке, десять лет мужественно сражалась с одолевающими их семью кредиторами, успешно освоила профессию издателя, чтобы не зависеть от других при публикации трудов супруга. И все это при том, что Достоевский ревновал жену к каждому встречному, и кроме того,они потеряли двоих детей – Сонечка умерла от простуды в младенчестве, а Алеша – от приступа наследственной эпилепсии в три года (кстати, именно в его честь был назван младший Карамазов). Тем не менее, супруги невероятно любили друг друга, и невозможно представить их неженатыми: это реально какая-то «высшая» любовь. Анна была рядом с мужем всю жизнь, и еще три прекрасные актрисы – Лариса Любимова, Дарья Чудная и Наталья Дедейко раскрывают нам ее образ в 24, 35 и 44 года, показывая взросление и превращение молодой девушки во взрослую женщину.

Самый пронзительный, наверное, для меня момент, когда Анну не пускают на похороны собственного мужа, по глупой причине отсутствия билета-пропуска, когда на них собрался весь город. Но вообще – в спектакле множество сцен, от которых прямо-таки слезы наворачиваются на глаза. И то, что пространство зала разделено пополам, и артисты играют на подиуме между зрителями, еще больше усиливает впечатление, что ты сам находишься «внутри» чужой жизни.

Единственным недостатком для себя могу назвать только то, что видимо, по замыслу режиссера, хотелось показать, что все героини Достоевского в чем-то списаны с его жены, поэтому в программке заявлены еще Катерина Ивановна, Лиза Хохлакова, Полина и Настасья Филипповна – но опознать их в весьма темной атмосфере постановки с большим количеством героев, и понять, в чем вообще была их функция, было затруднительно. И еще, было тяжело сидеть на стульях почти 2,5 часа без антракта, так что имейте в виду. Но, возможно, это только моя проблема.

В целом, спектакль получился очень пронзительным, смотрела с огромным удовольствием и очень рекомендую – у нас не так много спектаклей про сильных женских героинь, да еще и основанных на реальных событиях.
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010