Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Театр им. Моссовета
Декабрь 2024
пнвтсрчтптсбвс
23242526272829
3031     
Январь 2025
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

ФРЕКЕН ЖЮЛИ
Театр им. Моссовета
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Елена 17.03.2022  
  Август Стриндберг, известный шведский драматург, создал одну из самых неоднозначных своих пьес «Фрекен Жюли» в 1888 году. Судьба этой пьесы была сложной и лишь в XX веке пьеса стала востребованной как на сцене, так и в кино.
Сюжет пьесы прост: юная графиня, отдается молодому лакею, а потом, после неудачных попыток взвалить на него решение своих проблем, следует его полусовету - полуприказу покончить с собой.
В пьесе обыгрывается известная евангельская максима: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». Лакей Жан возвеличивается до аристократки. Фрекен Жюли в свою очередь падает до лакея. Так кто же из них первый, а кто последний? На этот вопрос отвечает сам автор в знаменитом предисловии к пьесе: «….Жизнь не устроена по идиотской математической схеме, согласно которой только большие поедают маленьких, – столь же часто случается, что пчела убивает льва или по крайней мере доводит его до бешенства».
Сложно сказать, чего в пьесе больше - импрессионизма или натурализма. История набросана автором словно большими яркими пятнами.
Спектакль Евгения Марчелли, художественного руководителя Театра имени Моссовета, третья, и самая удачная, на мой взгляд, постановка пьесы Стринберга, которую я видела.
Великолепно сочиненный спектакль! Местами жесткий, затягивающий в омут переживаний главных героев, и неожиданно выбрасывающий оттуда.
Постановка Евгения Марчелли выдержана в его собственном уникальном стиле. Она лаконичная, но продуманная до мелочей. А потому с самого начала спектакля было ощущение трагедии, даже в простых бытовых диалогах…
Потрясающий актерский ансамбль, где каждый просто виртуозно исполняет свою партию!
Харизматичной Лилии Волковой удалось очень точно передать мятежный характер своей героини – где-то истерички, где-то - несчастной женщины, загнанной в угол обстоятельствами и воспитанием.
Не менее достоверен и Павел Усачев в роли Жана, который будучи хитрым, жестким, циничным умело маскируется в начале пьесы «под дурачка», готового вставать «в стойку» по приказам Фрекен. В конце же пьесы уже Жан приказывает Фрекен Жюли стоять «в стойке» и начинает так же, как она когда-то издевалась над ним, издеваться над ней. И Павел смог очень убедительно передать это внезапное превращение Жана «из овцы в волка»!
Август Стриндберг автор полутонов, молчания, внутреннего движения. И больше всех похвал заслуживает именно Кристина Исайкина, которая при минимуме текста своей молчаливой отстраненностью смогла передать само «нутро» кухарки, тоже Кристины, в которой так много страсти, но она будто скрыта под толщей кристального льда.
Спасибо создателям и исполнителям спектакля, окунувшим зрителей на полтора часа в прекрасно сотканную паутину из боли и любви, страсти и секса, агрессии и удовольствия.
 
  Елена К 06.02.2022  
  "Фрёкен Жюли" - премьера прошлого сезона, первый спектакль, поставленный в театре новым худруком, и отзывы мне попадались совершенно полярные: от абсолютного восторга до столь же абсолютного неприятия. Поэтому у меня во-первых, разыгралось любопытство, а во-вторых, захотелось узнать и об авторе пьесы, и о самой пьесе.

Итак, Август Стриндберг - шведский писатель, считается основоположником современной шведской литературы и театра. Период его творчества пришелся на вторую половину девятнадцатого - самое начало двадцатого века, а собственно "Фрёкен Жюли" была написана в 1888, однако долгое время в Швеции была запрещена цензурой и поставлена на сцене впервые лишь в 1906 г. Надо, конечно, отметить, что по нынешним временам скандального в пьесе немного - впрочем, и невинной ее не назовешь.
Сама пьеса - всего для трех актеров. Суть истории в том, что дочь хозяина поместья, фрёкен Жюли, соблазняет своего лакея фактически на глазах его невесты, кухарки. Такой незамысловатый сюжет, впрочем. таит в себе много "подводных течений" и вопросов: и кто кого, и кто виноват, и что делать.

На днях мне таки посчастливилось увидеть постановку "Фрёкен Жюли" на сцене Под крышей театра им Моссовета. И, знаете, это было интересно. А если принять, что сцена Под крышей и предназначена в большей мере для экспериментов и проб, а не для "серьезных" спектаклей, то даже и хорошо.

Как я поняла, Марчелли в некоторой степени перенес свою старую постановку (2006 года или раньше, не уверена) в Омском театре на сцену Моссовета. По крайней мере, художник-сценограф и художник по костюмам указаны те же - Игорь Капитанов и Фагиля Сельская, да и судя по сохранившимся фотографиям изначальной постановки концепция сохранилась. Несомненный плюс бережного отношения к прошлому, как ни странно, - кажущаяся свежесть и даже некоторая наивность режиссерских решений. Если бы я не знала, что над спектаклем работал художественный руководитель крупного московского театра, могла бы предположить, что режиссер молод и еще в поиске. Местами внимательное следование указаниям драматурга, натурализм и упор на быт, будничность всего происходящего, вместе с тем - попытки ввести откровенные сцены (впрочем, робкие попытки, будем честны) и заигрывания со зрителями, полное отсутствие музыкального сопровождения - и тем ярче, точнее звучит музыкальная композиция в финале. Плюс неровность темпа самого действия: то мы минут десять наблюдаем, как кухарка Кристина готовит ужин, то вроде бы действие пошло споро, то - бац! и необходима смена декораций, но антракта у менее чем полуторачасовой постановки нет, - и несколько минут мы при включенном свете наблюдаем, как работники невозмутимо превращают кухню в спальню. В общем, все как бы дает возможность предположить даже некоторую неопытность режиссера, однако когда после окончания спектакля отзвучат аплодисменты, ты с удивлением понимаешь, что все происходящее сложилось таки в единую картину и спектакль удался, и есть, о чем подумать.
Ведь Стриндберг в своей пьесе говорит и об отсутствии истинной веры, и о смысле евангельской фразы "Многие же будут первые последними, и последние первыми", и об отсутствии любви в жизни людей, и о феминизме. Впрочем, Марчелли слегка сместил акценты, пожалуй, и это тоже интересно.

Во многом спектакль удался, конечно, благодаря актерам:
Фрёкен Жюли - Лилия Волкова
Жан - Павел Усачев
Кристина - Кристина Исайкина

Лилия Волкова великолепна в роли фрекен Жюли. Под маской видимой взбалмошности, избалованности и самодурства скрывается девочка, растерянная, одинокая, жаждущая любви и не умеющая любить никого, даже (и особенно) саму себя. Это так точно и глубоко, что смотреть просто больно. Героиня то пускается во все тяжкие, так что об ее неподобающем поведении судачит прислуга, то ведет себя как строгая Хозяйка, то буквально кидается на шею лакея, она согласна верить сказкам и готова пожертвовать дорогими существами "во имя любви"... которой нет как нет. Кто и что виной тому? Воспитание, положение, характер или?...

Жан (Павел Усачев) с одной стороны, всего лишь лакей, готовящийся создать семью с кухаркой и знающий свое место, с другой - достаточно образованный молодой человек, умеющий говорить с господами на их языке и втайне мечтающий о богатстве и более достойном положении. Однако на сцене Моссовета Жан - достаточно безволен и явно нуждается в руководстве, несмотря на демонстрируемый мачизм.

Но самая загадочная и неожиданная фигура - это Кристина (Кристина Исайкина). Именно ее меньше всего слышно, но именно она, кажется, самая цельная и решительная особа из этой троицы. Она смиренно терпит все выходки фрекен Жюли, молча взирает на "подвиги" Жана (но какая игра! Браво!!!), но она же внезапно демонстрирует абсолютные неуважение и нелюбовь к хозяйке и она же подсказывает Жану (буквально: "замерз он или хочет кушать") следующие шаги.

Открытый финал - хороший ход, хотя... в его открытости можно и усомниться.
Этот спектакль хочется обсуждать, и это прекрасно. Развлекательных, ярких, веселых постановок полно, и они? несомненно нужны, но и такие спектакли для размышлений и обсуждений, безусловно, необходимы.

PS - Очень не рекомендую приходить на спектакль голодным!
PPS - В коридорчике сцены Под крышей организовали буфетную стойку и это прекрасно (надеюсь, что не только для этого спектакля). Не прекрасно то, что обслуживают только за наличные (о чем вы узнаете уже у той самой стойки), то есть воспользоваться предложением смогут не все... если вообще кто-то сможет :) Так что если хотите кофе - запасайтесь наличкой заблаговременно.
 
  Дмитрий 16.04.2021  
  Скучно, не зрелещно, без нерва и вовлеченности. Без конца!
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010