|
|
Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru
Елена |
17.09.2020 | |
10 сентября с утра в Театре состоялся сбор труппы, после него пресс-показ спектакль «Быть!» (показали несколько отрывков), а вечером, в Эфросовском зале (названном так в честь учителя А. Калягина – великого режиссера А.В. Эфроса) этим спектаклем Театр открыл свой 28 сезон. Планировалась же премьера спектакля «Быть!» на 9 мая – День 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, ведь он создан по военным воспоминаниям Иннокентия Смоктуновского. «Быть» - это название его книги, которую бережно прочла с артистами театра режиссер Екатерина Гранитова, выступившая и автором инсценировки. В главных ролях - народные артистки РФ Татьяна Владимирова и Людмила Дмитриева, заслуженная артистка РФ Наталья Благих, также молодые артисты, еще не успевшие получить звания – Наталья Баландина, Анастасия Белуга, Григорий Старостин и Евгений Засецкий. «Смоктуновский был призван на фронт в 1943 году. После Курской дуги участвовал в форсировании Днепра. За доставку донесения под огнем был представлен к медали "За отвагу". В декабре 1943 года в боях под Житомиром попал в плен, бежал, его спрятала и выходила украинская крестьянка Василиса Шевчук. В феврале 1944 года Смоктуновский воевал в партизанском отряде. В 1945 году он командир отдельной роты автоматчиков стрелковой дивизии. Получает вторую медаль "За отвагу". Освобождал Украину и Польшу, закончил войну старшим сержантом в немецком городке Гревесмюлене » (из интервью Калягина). И начинается действие спектакля в той самой Польше, куда в 1975году (спустя 30 лет!), приезжает вместе с МХАТ на гастроли Иннокентий Смоктуновский. А дальше перед зрителями разворачивается «Прерывистая нить воспоминаний»…Его воспоминаний, описанных в книге «Быть» (Актер и война). Екатерина Гранитова поставила фантазийный спектакль-путешествие с 17-летним мальчишкой, будущим гением. Как такового его здесь вроде бы и нет - в спектакле все актеры (и женщины, и мужчины) поочередно играют Иннокентия Смоктуновского, представляя, прежде всего, лица войны. Приглашена в этот спектакль и внучка великого артиста – Анастасия Смоктуновская (тоже играет в одной из сцен своего деда!). Сцены из книги разложены на разные голоса и, на мой взгляд, перед режиссером стояла нелегкая работа, собрать из этого разноголосья полноценные полифонические картинки! Вроде бы у Екатерины Гранитовой все получилось!!! Мне понравилось и сценическое решение спектакля (сценография и костюмы Мария Бутусова) – ничего лишнего, отвлекающего от повествования. В спектакле интересный музыкальный ряд - звучит музыка Д.Шостаковича, С.Прокофьева, Ж.-Б.Люлли, Я.Ксенакиса, А.Шнитке, С.Губайдулиной (музыкальный руководитель – Григорий Ауэрбах). Художник по свету Андрей Абрамов вырывает актера из царящей на сцене полутьмы только когда подходит его очередь «быть солистом» (вот здесь не могу сказать, что мне это понравилось, но, побывав на трех спектаклях проходящего сейчас фестиваля «Артмиграция 2020», я поняла, что такова в данный момент, к сожалению, общая тенденция). По ходу спектакля на экране появляется и сам Иннокентий Смоктуновский – в отрывках из его прославленных ролей. В финале же Иннокентий Михайлович рассказывает нам с экрана о том, как военная награда нашла его через несколько десятилетий - медаль «За отвагу» ему вручили после спектакля, где он в гриме короля Людовика XII. И на сцене Театра одновременно разворачивается действие из этого спектакля. Сам финал, своеобразная дань памяти не только Иннокентию Смоктуновскому, но и другим актерам и режиссерам, прошедшим через страшные дороги войны, получился очень ярким и запоминающимся. Спасибо Театру за такой пронзительный спектакль!
| |
Мария |
15.09.2020 | |
Московский театр "Et Cetera" открыл свой 28-й сезон спектаклем "Быть!" по военным воспоминаниям Иннокентия Смоктуновского. Было немножко странно, что так мало зрителей, что все служители Мельпомены в медицинских масках. Рассадка в зале через одного, при входе меряют температуру. Да и тематика для сентября сложная: военные воспоминания... Я думала, что при таком раскладе будет трудно сосредоточиться на происходящем. И поначалу так и было.
Немножко путало, что вместо одного главного героя, всё рассказывается аж тремя актрисами, внезапно сменяющими друг друга. Наивной Людмилы Дмитриевой. Строгой Татьяной Владимировой. Молодой Натальей Благих, в сером пуховом платке - не поймешь, ей 16 лет или 60... Какая круговерть будет весь спектакль. Она вовлекает в себя весь зал. Зрители, словно загипнотизированные, переносятся то в зимнюю польскую деревушку во время налета, то в теплые детские воспоминания о житье у тетки... То ты попал в заключение и в плен, то в жаркую летнюю Москву к лотку с ледяным мороженым... И вот ты уже сидишь за праздничным столом, но не надолго, ведь скоро надо будет очнуться от сладких грез и идти, идти, идти под промозглым ветром... Куда ты придешь? В тыл, к своим? В окружение? Или выйдешь к морю? И будешь слушать шум прибоя и радоваться, что жив? Из 130 солдат во время налета на далекую польскую деревню выжило только четверо, один из них был Иннокентий Смоктуновский. Периодически резкий свет и щелчок тумблера включает небольшой экран, на котором мы, зрители, видим его роли. Гамлет, князь Мышкин, Иудушка... Кеше, молодому юноше, удавалось так точно, так пронзительно переносить на экран боль, одиночество, отчаяние. Ведь в свои 17 лет он уже успел пережить так много...
Во время спектакля становится то жутко, то радостно, то печально. Но самое сильное впечатление производит финал. Врезка кинохроники со взрослым Смоктуновским, которому вручили медаль его боевые товарищи сразу после спектакля. Поразили два момента. Какое чувство собственного достоинства веяло от этого немолодого человека в гриме короля Людовика. Подведенные глаза, напудренное лицо. А он, отвечая на вопросы корреспондента, произнес: "Я просто исполнял свой долг."
| |
Елизавета |
14.09.2020 | |
Многие театры открывают новый сезон премьерами, которые готовились к юбилею Победы. И слава богу, что открывают: все-таки шесть месяцев простоя были тяжелы и для актеров и для зрителей. Вот и Московский театр "Et Cetera" открыл свой 28-й сезон спектаклем "Быть!" по военным воспоминаниям Иннокентия Смоктуновского. В своей книге Иннокентий Михайлович рассказывает о детстве, семье, сложном пути в искусство, но для спектакля режиссер Екатерина Гранитова выбрала, за небольшим исключением, только военные страницы. Думаю это определялось не только приближающимся юбилеем, но и тем, что мы хорошо знаем Смоктуновского как актера и не знаем каким он был солдатом. По словам самого Иннокентия Михайловича, солдатом он был хорошим. В семнадцать лет Смоктуновский попал на фронт. Сразу в самое пекло боев. Большая пилотка на голове, обмотки на худых ногах, ему непонятен тяжкий труд войны, где столько людей мучаются, стараются для смерти. Попал в окружение, затем в плен и во временный лагерь под открытым небом, два месяца голодал, «доходил», заболел дизентерией выжил, бежал. Сцена спектакля "Быть!" оформлена лаконично и выразительно (сценография и костюмы Мария Бутусова): куртины жухлой травы, скамейка, стол и конечно же киноэкран и старенький проектор. Резкий свет вырывает из полутьмы фигуры актеров (художник по свету Андрей Абрамов). Образ Смоктуновского создается из его слов, интонаций, воспоминаний, семью актерами в темных костюмах. Нет актера играющего Смоктуновского, все семеро им живут. Действию на сцене вторит сам Смоктуновский с киноэкрана. Становится понятно, что такого Гамлета мы бы не узнали, не пройди актер сквозь горнило боев. Как тумблером включаются воспоминания о войне. Домбровка польская деревня, со зловещим на русское ухо, немецким названием Домирау. Деревня с нескончаемой тоскою ночи среди тел павших товарищей. Из 130 выжили шестеро. Как удалось выжить Смоктуновскому? Может помогла молитва воина, коей научила спасшая его деревенская баба. А может где-то свыше поняли: Иннокентий, что значит Невинный, пришел на эту землю не для войны. Впереди его ждали, Гамлет, Мышкин, Иудушка - череда незабываемых театральный и киноролей. В финале спектакля с экрана на нас смотрят любимые актеры, воевавшие и выжившие: Анатолий Папанов, Алексей Смирнов, Юрий Никулин, Зиновий Гердт... Et Cetera, Et Cetera.
| |
Татьяна |
14.09.2020 | |
Премьера спектакля должна была состояться 9 мая этого года, но по вполне понятным причинам была отложена. В итоге этим спектаклем открыли театральный сезон. Очень странное чувство было ещё на подступах к театру. Обычно же народ толпится у входа. Кто-то кого-то ждём, и вообще. А тут практически ни души. Мы вообще правильно пришли?... Но двери открыты - нас пропускают. Совершенно очаровательный сюрприз на входе - подарили шоколадку с картинкой - героями "Короля Убю", где заглавного персонажа играл сам Александр Калягин
Ощущение пустоты в самом огромном здании театра лишь усилилось. Хоть зрители были :-))). А фокус был в том, что спектакль идёт на Малой сцене, а ещё и из-за карантинных требований зрителей было ещё меньше. И это открытие сезона и долгожданная премьера! Конечно, грусть примешивалась, когда смотришь на такое. Даже не хочется представлять, как артисты играли премьеру в таких условиях. Но спектакль очень камерный, он не для большой сцены, однозначно.
О войне, но не о подвигах и геройстве, не про поверженного врага. А про переживания юноши, практически мальчика - что такое 17 лет? А тут скорее выживание, и даже не столько физическое, сколько рассудочное. Когда от пережитые потрясений и физических лишений уже не отличаешь видений от яви. Ну, так и явь такая, что и во сне не приснится... Интересный ход, что слова Кеши произносят (и переживают!) женщины. Это ещё больше убирает "солдатский" эффект, а переключает на эмоциональную составляющую. Почти всё рассказывается устами актрис. Несколько нелепой и трогательной Людмилы Дмитриевой. Суровой и мудрой Татьяной Владимировой. Натальей Благих, при всей своей красоте и статности примерившей и старушичий платок - а какая у неё польская речь! Ты и видишь перед собой не героя, сражающегося с врагом, а скорее закинутого судьбой в эту круговерть, и здесь иной раз просто выжить - подвиг. И плен, и встреча с ранеными, и "штурм" той насыпи... Многое слушала, твердя себе, что ведь был Гамлет, был Деточкин... Всё закончится хорошо, и из этого очередного ужаса он выйдет живым! Он БУДЕТ!
Но были и забавные моментики. Они постоянно присутствуют в нашей жизни тоже. И идут в ногу с трагическим. А сцена с пулемётом и полем? И ведь Успех был!
Очень чувствуется, что рассказывается о личном. Именно, о пережитом. Воспоминания обрывчатые, сложно иной раз понять сразу, что и где происходит. Тем более что первые сцены спектакля вообще уже спустя несколько десятков лет после окончания войны происходят. И эта чехарда мне даже понравилась - неприлизанностью, а живостью. Именно как человеческая память урывками, через какие-то одной ей понятные ассоциации вытаскивает из своих уголков уже очередную порцию того, что хотелось бы забыть.
Безмерно трогательное видео в конце. Слёзы прям вот сами к горлу подступают. И финальные кадры с самим Смоктуновским. И если воевавших актёров-режиссёров из видео я знала, знала, что воевали, то это видео сразило окончательно. "Просто исполнял долг".
Я лишь трёх главных исполнительниц упомянула, но если они больше отвечали за самого Смоктуновского, то "остальные" роли играли Наталья Баландина, Анастасия Белуга, Григорий Старостин и Евгений Засецкий. Они скорее дополняли повествование. Но делали это очень ярко и интересно. Часто добавляя той самой забавности, и убирая трагичность немного на второй план. Иначе ж тут прям взвыть сразу же... О выживаемости в концлагере в чистом поле, о женской тоске по мужчинам, которых уже не видели несколько лет. Но забавное шушуканье девок у забора или художественный перевод с немецкого на русский - и сцены вызывают улыбку, лишь потом смысл накатывает тяжёлой глыбой. | |
|
|
|