Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Московский ТЮЗ
Сентябрь 2020
пнвтсрчтптсбвс
282930    
Октябрь 2020
пнвтсрчтптсбвс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

КОШКА НА РАСКАЛЕННОЙ КРЫШЕ
Московский ТЮЗ
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Елена К 10.03.2020  
  Наконец-то я добралась и до этого театра! Про существование МТЮЗ всегда знала, но никогда меня в него не тянуло почему-то. Однако все изменилось после встречи «О театре. Виктюк, Левитин, Гинкас», которая состоялась в октябре . Тогда я и увидела (впервые, кажется) режиссера МТЮЗа Каму Гинкаса. Запомнилось, что он ушел со встречи раньше - в МТЮЗе была премьера... и это была как раз "Кошка на раскаленной крыше"! Разумеется, мое знакомство с МТЮЗом не могло начаться другим спектаклем ?
Итак, Теннесси Уильямс, "Кошка на раскаленной крыше", режиссер Кама Гинкас. С сюжетом, наверное, все так или иначе знакомы: или пьесу читали, или фильмы смотрели, или спектакли. Так что пересказывать не буду, но и рассказать лишнего не буду опасаться :)
Для нас играли:
Маргарет «Мэгги» Поллитт - София Сливина
Брик Поллитт - Андрей Максимов
Папа - Валерий Баринов
Мама - Виктория Верберг
Гупер Поллитт - Дмитрий Супонин
Мэй Поллитт - Алёна Стебунова
Доктор - Сергей Аронин
Пастор Тукер - Антон Коршунов
В этом спектакле очень выразительная сценография. Хоть все действие и происходит в одной комнате - комнате Брика и Мэгги, мы многое узнаем о доме и о том, как ощущают себя члены этой семьи "у семейного очага". Стены комнаты сплошь покрыты страшными шипами, в изголовье супружеской кровати массивный крест - не то надгробие этому браку, не то символ фальши, от которой страдают главные герои.
Ни одной глухой двери, комната молодых супругов, кажется, проходная - с любой стороны можно в нее зайти, можно подсмотреть, подслушать... Ванная - и та полупрозрачна.
Очень интересно сравнивать, как режиссеры видят основную проблему пьесы. Если сам Уильямс явно ставил во главу угла гомосексуальный подтекст в отношениях Брика и его погибшего друга Скиппера, то в фильме 1958 года основная проблема сместилась в область отношений между супругами, Бриком и Мэгги. В интерпретации же Камы Гинкаса основная линия - это отношения отца и сына. Собственно, это можно было предположить с самого начала, увидев посвящение спектакля: "Папе моему, бешеному и нежному М.Гинкасу, посвящается" (с). Однако интересно наблюдать, как по велению режиссера, без всякого переписывания текста на первый план выходит та или иная проблема.
Почти все первое действие на сцене лишь Мэгги и Брик, и все действие тянет Мэгги (София Сливина). По крайней мере, мне так кажется. Брик (Андрей Максимов), на мой взгляд, недостаточно... вообще все недостаточен. Недостаточно мил и хорош, чтобы как-то объяснить любовь к нему Мэгги, Папы, того же Скиппера. На сцене Брик непрерывно пьет - однако пьяным не выглядит никак, а это сводит на нет весь его образ. Да, он в достаточной мере апатичен, однако его "чё?..." несколько раздражает, уж слишком оно не-уильямсовское. В общем, если бы не Мэгги, я бы в первом действии, пожалуй, заскучала бы. Брик как-то оживает лишь в диалоге с отцом, но это лишь во втором действии.
Зато все остальные выше всяких похвал. Конечно, Папа (Валерий Баринов) - вот кому удалось полностью воплотить образ. Ему веришь, за него переживаешь. Совершенно прекрасна Мама (Виктория Верберг). Ее образ раскрывается постепенно, и если вначале она кажется просто недалекой мамочкой-наседкой, то потом мы видим глубину и ее личной трагедии (всю жизнь безответно любить мужа) и стальной характер. Да даже Гупер и Мэй, выставленные здесь полными шутами, кажутся достаточно живыми. Гупера (Дмитрий Супонин) вообще к концу становится откровенно жаль - старший ребенок, всю жизнь пытавшийся завоевать любовь мамы и папы. А родители у него между делом спрашивают: "где наш сын?", разумеется, подразумевая только и исключительно Брика. Быть первым по рождению, но всю жизнь не вторым даже, а вообще как бы вне семьи - это ли не трагедия? В этом свете совсем по-другому выглядит желание Гупера иметь много детей и жену, души в этих детях (всех!) не чающую. И делать все на благо этой семьи.
Конец истории открыт. Сайт театра утверждает, что история эта заканчивается простой-простой детской надеждой:
"— Я люблю тебя!
— Забавно, если это правда…"
В конце это диалог Брика и Мэгги. И невнимательный зритель может принять этот обмен репликами за надежду... Но так как мы зрители внимательные и помним, что ровно этими же фразами обменялись Папа и Мама, прожившие рядом, но совершенно чужими друг другу людьми целую жизнь, так и не научившись верить друг другу. Так что в этом коротеньком диалоге скорее просматривается повторение семейной истории, чем Любовь.
Впечатления от спектакля у меня двойственные. С одной стороны - интересное смещение акцентов и прекрасные актеры (ну, большинство). С другой - все же достаточно затянуто, особенно первое действие. Если вы ждете развлечения, шуток, песен, захватывающего, динамичного сюжета - то вам точно не сюда. Если же вы готовы получить порцию психологии и размышлять - то "Кошка на раскаленной крыше" - самый правильный выбор, на мой взгляд.
 
  Галина 24.02.2020  
  Перед тем, как идти на спектакль "Кошка на раскаленной крыше" в Московский театр юного зрителя (МТЮЗ), решила посмотреть отзывы. Удивил разброс мнений. Ну то есть ничего странного в том, что мнения бывают разные, нет, но обычно копья ломаются вокруг каких-то навороченных постановок, а тут практически классика. А мнения - пополам, от "отличный спектакль" до "затянуто, ушли". Недоумение мое рассеялось после просмотра. Мне кажется, что этот спектакль понравится тем, кто имеет свой жизненный опыт. Опыт потерь близких, опыт того, как болезнь разрушает вокруг себя все живое, не только заболевшего человека, опыт переживаний... Тем, кто свои нутром уже осознал весь ужас фразы из описания спектакля на сайте: "Мы строим и строим жизнь: дом, семью, хозяйство, но однажды с ужасом осознаём: «Не успеешь оглянуться, как всё уплывает из рук»".
Вот это вот страшное ощущение - все уплывает из рук - оно пронизывает весь спектакль, оно трогает, оно бередит... Мне спектакль понравился,.. к сожалению.
Режиссеру Каме Гинкасу и актерам постановки удалось передать всю безысходность ситуации, сложившейся в семейство героев. Причем акценты расставлены таким образом, что симпатии постановщика и зрителей оказываются на стороне младшего сына, а старший со своей женой и детьми вызывает отвращение. Он действительно мерзок, особенно когда терзает мать, на которую обрушилось горе, своими материальными разборками, но и младший, которого все любят, если вдуматься, не подарок, и в жизни, возможно, большинство не стали бы его поддерживать. Алкоголик, чуть ли не кичащийся своим алкоголизмом и всех вокруг себя ненавидящий. Не работает, ничего не делает для семьи, только страдает об ушедшем (в большой степени по его же вине) на тот свет друге Капитане. При этом именно он открывает родному отцу страшную правду о его болезни. Из высоких побуждений, а то!!! Долой фальшь! А то ишь ты, обрадовался Папа, что еще поживет, собрался взять от оставшейся жизни все, что можно. А хрен ему - пусть знает, что не будет у него этих радостей. Но это все из любви говорится, конечно, из искренности, и все его, младшенького, за эту искренность любят, ага.
Только вот Папа (великолепно сыгранный Валерием Бариновым, браво!) стоит с остановившимися глазами...
Хотя Папа тоже персонаж неоднозначный. Все, как в жизни, нет людей идеальных. Он активно не выносит свою жену, а она, несмотря на все его замашки, любит его всю жизнь.
Из актеров, помимо Валерия Баринова, хочу отметить Викторию Верберг, сыгравшую Маму, и, главное, Софию Сливину. Прекрасно сыгранная роль Маргарет, жены младшенького, Брика. Той самой кошки, которая старается в заданных обстоятельствах удержаться на раскаленной крыше семейных отношений и как можно дольше сохранить самое главное для себя - любовь. Очень понравилась.
В общем, мне спектакль зашел хорошо, совершенно не показался затянутым, как писали. Он затягивает в трясину этих семейных отношений, он тяжелый морально, да, но это добротная постановка, заслуживающая внимания, ИМХО.
 
  Елена 09.12.2019  
  Постановки Камы Гинкаса таковы, что особого удивления (кроме извечного удивления талантом мастера) ждать не приходится. И "Кошка на раскаленной крыше" такова - серьезная, высокопрофессиональная, умная... Потому скажу сразу о том, что меня действительно удивило: раньше я не считала эту пьесу Теннесси Уильямса сильной и удачной, воспринимала исключительно как мелодраму (неплохая постановка Коляды эту ситуацию не изменила). А тут вдруг стало ясно, что пьеса - очень хорошая, интересно написанная, с парадоксами и перевертышами.
И это при том, что спектакль по форме прост и аскетичен. Музыка и сценография - в духе "страдающего средневековья", с жёсткими черными стульями, крестом над кроватью. "Раскаленность" крыши передается с помощью торчащих из почти вертикальных плоскостей острых выступов опасного вида. По ним лазят, на них зависают попеременно Мегги и Брик (cценограф - Сергей Бархин).
Фальшь и правда, витальность и саморазрушение - с этим все непросто у героев. Пышущий жизненной силой Папа (Баринов) на самом деле уже одной ногой в могиле, его витальность зависит от того, знает он это или нет. А Брик - любимый всеми, молодой и прекрасный (таким его считают по старой памяти, а сейчас он - безвольный и раздражительный пьяница) - практически не живет, распадается на глазах. Ему отвратительна фальшь - но именно он боится взглянуть в глаза правде. Однако узнанная, проговоренная Папой правда его не убивает (как Капитана и, видимо, самого Папу), а напротив, дает надежду изменить жизнь. Но с этим тоже не все ясно. Когда в ответ на очередное признание Мегги ему в любви Брик говорит: "Было бы забавно, окажись это правдой",- он повторяет слова Папы в адрес Мамы, которую тот всю жизнь терпеть не мог. Так что зрители понаивнее и вправду поверят в будущее счастье молодой пары, остальным же понятно, что даже в случае хорошего исхода Брик и Мегги повторят судьбу старших: любящая жена и нелюбящий (причина неважна) муж. Впрочем, модель "счастливой семьи" в лице многодетных Гупера и Мэй тоже кому-нибудь вряд ли понравится. Справедливости в жизни нет, в отношениях - тоже. Правда - мучение, попытка соответствовать правилам - фальшь. А что же главное, ради чего стоит жить? Любовь - редкая драгоценность в нашем мире.
Хороши молодые актеры София Сливина (Мегги) и Андрей Максимов (Брик) - кстати, закончивший ВШСИ, курс Гинкаса и Тополянского. Мегги - красивая, с роскошной фигурой, в меру вульгарная, "американистая". Брик - бывший красавец, бывший "герой". Актер должен и текст доносить до зрителя, и при этом держать уровень театрального физиологизма, играя пьяного. Я сидела близко и могла оценить уровень.
Приятно было увидеть Алену Стебунову (Мэй) - бывшую замечательную Бекки Тетчер.
Конечно, самая сильная роль - у Валерия Баринова (Папа). Он тонко и в то же время сочно играет смену состояний героя, осознание того, что надо что-то важное сказать сыну, не упустить, помочь, выслушать, если уж судьба дала отсрочку... Потому что он его любит, а это - самое главное. А важное - как выясняется, это правда, и Папа, все выслушав, ее произносит. И в ответ (или в отместку) получает правду о себе.

PS И снова не могу вспомнить фразу из школьного сочинения:"Он выделялся на фоне остальных баринов". Что есть, то есть.
 
  Елизавета 31.10.2019  
  Побывала на недавней премьере МТЮЗа "Кошка на раскаленной крыше" в постановке одного из моих любимейших режиссеров Камы Мироновича Гинкаса. На этот раз он поставил триллер о любви, ненависти, одиночестве и смерти. Как всегда точный подбор актеров, как всегда гениальные декорации Сергея Бархина и как всегда что-то неуловимо гинкасовское - болезненно-трепетное. "Кошка на раскаленной крыше" - это состояние существа, которое еле удерживается на краю пропасти, но изо всех сил цепляется всеми когтями за меньшее из зол. Лучше мучиться на обжигающей поверхности, чем окончательно провалиться. И в этой ситуации находятся все герои спектакля - это драма о людях, грызущихся между собой, в надежде отхватить лакомый кусок счастья. Как и других пьесах Теннесси Уильямса, в центре внимания мужчины, обжигающие звериным магнетизмом, а вот женщины - существа почти бесполые и стервозные - они вызывают у мужчин не столько вожделение, сколько раздражение, ярость, готовность к насилию, но не любви. Богатый отец семейства (Валерий Баринов) балансирует на грани жизни и смерти, только узнав о смертельном диагнозе, он окончательно понимает, что жить-то ему и не для чего, что никого кроме себя он по-настоящему не любит и близких у него нет. Родственники собрались в доме отца чтобы сразиться за наследство. Для каждого на кону не просто куча денег, но то, чем они дорожат: благополучие детей, последний шанс не возвращаться к нищете, последняя возможность сохранить хотя бы видимость семьи. Только Брик (Андрей Максимов) с виду равнодушен к происходящему, но в его душе бушует хаос похуже, чем у всех остальных персонажей, вместе взятых. Он - на краю сумасшествия, почти перешагнул в алкоголизм, но еще не окончательно оторвался от жизни, жены, отца. Персонажи неустанно поливают друг друга грязью, точат друг на друга когти и зубы. И при этом каждого можно по-своему понять, каждому можно посочувствовать. Абсолютно понятно зачем Мэгги (София Сливина) выдумывает беременность, почему не бросает охладевшего мужа. Объяснять рационально это и не нужно - в спектаклях Гинкаса героев понимаешь не умом, а каким-то органом неясного назначения - и чувствуешь порой до подкожной дрожи. Среди персонажей спектакля пожалуй есть только один абсолютно положительный - это Мама (Виктория Веберг) она просто любит и мужа, и сыновей, и внуков, она просто мать, наседка, может быть и недалекая, но искренняя и, единственная из всех, без фиги в кармане. Спектакли, созданные режиссером, как дети, каждого любишь и пытаешься защитить. Перед началом спектакля "Кошка на раскаленной крыше" Кама Миронович умолял зрителей выключить телефоны, для тех, кто недослышал, махал над головой смартфоном, но защитить детей, выпорхнувших в мир, почти невозможно - телефоны во время спектакля звенели.
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010