Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Театр Школа драматического искусства
Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
    192021
22232425262728
2930     
Май 2024
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

ГОРЕ ОТ УМА. МОСКОВСКИЕ СНЫ
Театр Школа драматического искусства
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Серж 17.08.2019  
  Превосходный ,Изумительный спектакль в постановке А.Огарева!
Смотрится изящно,легко от начала и до конца.Текст пьесы давно растаскан на цитаты и афоризмы. И режиссерам остается уметь ,как это преподнести актерам,а тем до нас зрителей.Пьеса Грибоедова написана в эпоху классицизма,когда обязательно нужно было соблюдать каноны : единство времени,действия и места.Но как это преподать исполнителям до нынешнего современного зрителя? Все это удалось создателем спектакля .
Раннее утро в доме Фамусовых."Чуть брезжит свет".Служанка Лиза дремлет на стуле,то и дело падает с него.На сцене порхает Амур со стрелами .В пьесе Грибоедова его нет.Неожиданно просыпается Лиза" Ах проклятый Амур!" Это вымышленный персонаж постановщика спектакля.И на протяжении всего спектакля он будет летать по сцене ,как бы поражая своими любовными стрелами исполнителей.Удачно вписывается в спектакль видеопроекция.Вот проснулась Лиза
и взволновано просит скорее разойтись влюбленным парам Молчалину и Софьи ,раздергивая занавеску окна и перед нами предстает старинная кинохроника шумной уличной толпы времен Гиляровского"Москва и москвичи". Все бурлит ,все движется !Оформление лаконично ,но и в тоже время просторно для сценический действий .Сцена глубокая настолько,что артистам полностью занимают пространство. Ничего лишнего из мебели и реквизита.С потолка свисают миниатюрные царь-пушка и церквушка,подчеркивая дух исторической эпохи -самодержавия.Эту простую незамысловатую декорацию обыгрывает пространство сцены-свет.В спектакле звучит музыка: Шопена,Брамса,Шуберта,Чайковского.Но главное достоинство спектакля :живая салонная музыка и живые исполнители "девицы-красавицы",сошедшие с картин художника портретиста Васнецова -барышни-крестьянки,разодетые в нарядные сарафанчики и платьица с кокошниками.Тут и придворные музыканты со старинными инструментами. И весь этот музыкальный салон прямо на сцене.Создается впечатление как бы " спектакль в спектакле".Персонаж Петрушка играет на гармошке.Как подобает буфетчику,а ныне бармену,одетому в обыкновенные джинсы.Удачно вписываются видеопроекция картин живописцев-портретистов: Серова,Петров-Водкин,Крамского. Они как бы перекликаются с героями на сцене Вот,например, Молчалин поехал кататься на лошади, и тут же появляется проекция художника Петров-Водкин " Купание красного коня",сидящего на нем обнаженного всадника " И бац!-Молчалин упал с лошади и неожиданно на проекции живописи спотыкается конь, обдавая брызгами воды -сбрасывает всадника .Софья падает на сцене в обморок.Это была гениальная находка режиссера Огарева! Вот еще пример,Фамусов,обращаясь к нам, зрителям,характеризует помещиков,дворян.и прочих вельмож царского двора,как тут же на экране появляется видеопроекция известных художников-портретистов .И это было символично! В эпоху классицизма,когда было написано произведение Грибоедова" Горе от ума",господствовало первоначально именно портретное искусство. В дальнейшем,видеопроекция полотен удачно и к месту использовалась в спектакле,заменяя действующих лиц комедии.
Теперь об образах и исполнителях В начале о второстепенных ролях: Служанка Лиза сыграна отнюдь не традиционно,как написана у Грибоедова.Трактуется роль как любовный треугольник между ей,Молчалиным и конечно же Фамусовым И с тем и с другим она позволяет себе эротические вольности от поцелуев до откровенных сексувльных сцен. Она готова вскоре отдаться Молчалину за перламутровую шкатулку,за безделушки,вроде зеркальца и бижутерии в ней.
Молчалин трактуется не только молчаливый человек,но и как устремленный к своей цели! У Грибоедова он выпестован как ходящий на цыпочках.В этом спектакле он носится на джамперах ( сапоги-скороходы) как вездесущий,то тут то там. А как иначе ?Надо везде поспеть,везде выслужиться" Наш прострел везде поспел!"-гласит пословица.Недаром служанка Лиза остается именно с ним,Молчалиным,обнявшись на глазах у всех и лаская его в взглядами.
Прекрасный образ Скалозуба в исполнении Олега Охотниченко
Обычно эту роль играют как черствого сухаря,солдафона,ленивого на подъем.Здесь же перед нами встает энергичный,самоуверенный в своих силах офицер,который действительно без всякого сомнения выйдет в генеральские чины.И в этом можно не сомневаться Именно так эту роль исполняет Олег Охотниченко .


Фамусов ( Игорь Яцко) -он вам не дряхлый старикашка,как это присуще многим исполнителям.Это Петр Афанасьевич -человек с большой буквы.Это по-настоящему хозяин в доме! Властелин! В нем бурлит сама энергия,темперамент,страсть!
Недаром его все бояться в доме и не смеют ослушаться,разве ,что Софья Павловна,в которой он души не чаят ,но и требует к себе уважение и приличие.В исполнении Игоря Яцко Фамусов противоречив:то он тепло встречается с Чацким,похлопывая его по плечу"Здорово друг,здорово брат!",а то и отстраняется от него: " Да он власть не уважает,опасный человек!",называя его карбонарием.
Что касается образа самой Софьи Павловны ,то она по отношению к Чацкому занимает определенную позицию-что бы он не говорил,то она либо противоречит ему,не давая ему договорить,либо закрывает уши ладонями.И весь сказ.Она искренне любит Молчалина,печеться о нем,падает в обморок,думая ,что он действительно разбился на лошади.И лишь в конце увидев и подслушав сцену притворства Молчалина к Лизе,протрезвела и то не до конца.Теплется надежда,что в будущем сойдутся.
А вот роль Чацкого в исполнении Ильи Козина-это я считаю находка для театра!!!Сколько мне пришлось видеть исполнителей на эту роль,я по настоящему запомнил его.Он стремительно влетает на сцену в шляпе,свитере с каким то парусником черго цвета в руках,как бы подчеркивая" Из дальних странствий возвратясь....." Перед нами хулиганистый,задиристый с горящими, как угли глазами молодой человек,не терпящий отлагательств и пытающийся разобраться до конца -в кого же все-таки влюблена Софья
Узнав наконец правду,что и Софья о Молчалине,его охватывает вначале грусть и разочарование " Когда подумаю в кого я был влюблен" И тут режиссером- постановщиком была придумана изумительная сцена : разыгрывается кукольное представление " Саши и Сони",в исполнении кукловода, того же персонажа Амура со стрелами: -несколько сцен:олицетворение беззаботного,безоблачного детства Александра Андреевича и Софьи Павловны -Ах,как было все чудесно! Как все хорошо начиналось! И вот на тебе!


И вот мы видим Чацкого в бешенстве,в гневе с канистрой в руках на которой написано"ЖЕЛЧЬ" В одеянии Демона Врубеля Его страстный монолог,в котором он обличает нынешнюю Москву,разоблачая известных в то время людей .Он поджигает канистру со славами" Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!"-как бы символизируя " Да гори она огнем синим пламенем" И на экране видеопроекция пожара.Все это было после бала.
Режиссер Огарев умышленно отказался от сцены бала в доме Фамусовых,заменив видеопроекцией на черно-белом экране-
сцену бала Малого театра Это был режиссерский ход!
Советую абсолютно всем посмотреть этот замечательный спектакль! Лично я пойду еще раз,а может и не один.
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010