Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Московский ТЮЗ
Ноябрь 2024
пнвтсрчтптсбвс
252627282930 
Декабрь 2024
пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Улетающий Монахов
Московский ТЮЗ
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Мария 22.01.2023  
 
Спектакль поставлен по одноимённому роману Андрея Битова.
Сам роман состоит из шести рассказов, где мы постепенно наблюдаем взросление Алексея Монахова: юный восторженный мальчик, пылко влюблённый в девушку Асю (Ольга Гапоненко, Алёна Стебунова), становится зрелым мужчиной, но на протяжении всей своей жизни сохраняет верность образу любимой. Вся его череда увлечений, а позже браков, по сути, поиск той самой Единственной, которую он полюбил в юности. Неслучайно слово Единственная я написала с заглавной буквы, поскольку за своей страстной влюблённостью Монахов не видит реального человека, а любит созданный им образ.

Думаю, многие узнают себя в Монахове. Можно сказать, что это образ собирательный. Многие прошли через юношескую влюблённость, многие, как и Монахов, верили, что другого такого/такую они больше не встретят, да и по сути влюблены были не в реального человека с присущими ему недостатками, а в выдуманный идеальный образ.

По сути, мы ничего не знаем про Монахова, про то, о чем он мечтает, чем живет, к чему стремится? Видим только его маниакальное желание быть с женщиной, которая всю жизнь его отталкивает. Создаётся впечатление, что отношениями и чередой браков он хочет заполнить собственную пустоту. Есть люди, которые считают, что их жизнь имеет смысл только, если они в отношениях. Таков и Монахов. В нём нет внутреннего стержня, который человеку позволяет быть счастливым и жить полной жизнью в любых обстоятельствах. Лиши его Аси, от него ничего не останется. Что мы и видим в самом конце, когда Монахов узнаёт о ее смерти.

После спектакля мужчина, сидевший рядом со мной, обсуждал со своей спутницей спектакль. В какой-то момент он воскликнул: "Что же эти женщины в нем такого нашли? " Вопрос прозвучал с явной завистью. Меня же больше удивило, как женщины, видя, что для Монахова они, по сути, являются запасным вариантом, остаются с ним в отношениях? Так, например, Монахов в автобусе встречает Асю, и забыв о том, что он должен встретить жену из роддома, едет с Асей гулять. Такой поступок показывает не только то, что семья ему абсолютно не важна и не нужна, но и то, что он эгоистичен и лишён чувства ответственности и долга.

Своими моральными качествами, эгоизмом, пренебрежением к семье и детям у меня Монахов вызвал стойкое отвращение.
Но несомненно этот спектакль заставляет задуматься, возможно, узнать себя или своих знакомых в ситуациях и героях. И в этом его сила.

Так что, если хотите посмотреть сильный спектакль, поднимающий темы, которые будут актуальны всегда, очень рекомендую.
 
  Елена К 20.04.2022  
  Я три месяца хотела попасть на этот спектакль! Я же и роман Битова прочитала. Но один раз спектакль отменили, в следующем месяце у меня не сложился график, и вот наконец-то!
МТЮЗ, сцена "Игры во флигеле", "Улетающий Монахов", режиссер Сергей Аронин.
Во флигеле мы с дочкой были первый раз, еле нашли, хотя он буквально в двух шагах от входа на основную сцену.
Небольшие помещения, обставленные не как фойе театра, а как комнаты в особнячке - библиотека, гостиная... Очень уютно и душевно.
Однако же все необходимые зрителям помещения в наличии, включая буфет (увы, не принимает оплату картой).
Зал тоже оказался миниатюрным, вопреки моим ожиданиям не черным, а белым, с хорошим подъемом в зрительной части (кажется. только во втором ряду нет подъема).
Наконец-то добрались до спектакля :)
Честно говоря, я не очень понимала, как можно перенести роман на сцену. У него нет единой сюжетной линии, нет героя /в смысле Героя/, это такое... наблюдение за обыденностью на примере жизни одного человека, Монахова. Роман-пунктир, состоящий из отдельных рассказов, которые объединены только этим самым Монаховым, в общем-то. Вот Монахов - мальчик, потом студент, потом взрослый... И так до преклонных лет. Конечно, есть тема вечная - тема первой любви, но... Вот тут надо признаться, что роман мне не понравился. Не понравился атмосферой и какой-то безыдейностью. Этот Монахов, такой... вечный "не-". Не талантливый, не смелый, не умный, не сильный, не смешной, не увлекающийся, не решительный, не подлый даже, не злой и не добрый, - никакой. Нет ни положительных, ни отрицательных качеств. Кажется, он даже не любящий, а лишь цепляющийся за идею любви, ибо больше у него совсем ничего нет, но - ему нужна идея, а не любовь. Это мои впечатления от романа. А спектакль... спектакль неожиданно для меня оказался лучше, более реальным, чем роман. И получилось сопереживать Монахову на сцене. И даже, кажется, узнавать в нем - настоящих людей. Знакомых, родственников, даже себя - отчасти. Нет, я не мужчина, конечно, но...
В общем, по-моему, воплощение романа на сцене получилось замечательно: точно, бережно и смело одновременно, почти превзошло оригинал.
Удивительно, как при минимуме, если не сказать - отсутствии декораций получилось создать ту самую атмосферу и заставлять нас видеть то квартиру Монахова, то подъезд, то парк, то Ташкент... Все же талант режиссера и актеров - это то необходимое и достаточное для создания Чуда. Конечно, красота богатых декораций, чудеса технические, невероятные костюмы - это тоже бывает очень нужно, и важно, и играет большую роль и как часть образа спектакля, и как дополнительная возможность взаимодействия и выражения, да просто визуал завораживает иногда... Но без этого всего можно, а без настоящего режиссера и актеров - нет.

Для нас играли:
Алексей Монахов - Сергей Аронин
Мама - Оксана Лагутина
Автор – Илья Смирнов
Ася - Алёна Стебунова, Ольга Гапоненко, Марина Гусинская (да, все играли Асю - в разные периоды жизни)
Бабка, мужик, Путилин, Сергей Владимирович - Сергей Погосян
На самом деле, практически все (кроме Монахова-Аронина и его мамы-Оксаны Лагутиной) играли не по одной роли.

Лаконичность сценографии и достаточно скромное освещение не помешали создавать необходимые эффекты.
А маленькие детали оказывались очень говорящими.
Например, в какой-то момент Монахов держит книгу Битова, и история как бы зацикливается... Недаром Автор в начале произносит текст Битова: "Хорошо бы начать книгу, которую надо писать всю жизнь. То есть не надо, а можно писать всю жизнь, пиши себе и пиши. Ты кончишься и она кончится. И чтобы все это было – правда. Чтобы все – искренне…" (с), но эти слова - не из "Монахова", а из другого рассказа. Однако они красной нитью проходят через спектакль...

Как ни странно, спектакль понравился не только мне, взрослой тете, но и дочке (18). Так что - рекомендую. И да - роман предварительно читать не обязательно, в спектакле все-все очень понятно и близко.
 
  Елизавета Ефремова 23.02.2020  
  У Станиславского с Немировичем есть формула театра и она звучит так: вышли два артиста, постелили коврик и начался театр - дорогие декорации и костюмы вторичны. Мэтры считали, что актеру необходимы только талант и особая энергетика, награда одна – аплодисменты. В Московском Театре Юного Зрителя на спектакле "Улетающий Монахов" есть коврик - это выбеленные стены, семь актеров и минимум реквизита, зато каждый предмет, появившийся на сцене, насыщен множеством образов и значений. В спектакле, поставленном Сергеем Арониным по книге Андрея Битова, только две роли не меняют своих исполнителей - это Алексей Монахов в исполнении Сергея Аронина и Мама - Оксана Лагутина. Нежная, мудрая, веселая, все понимающая, но не вмешивающаяся Мама, без нее не было бы такого Монахова, с его казалось бы столь традиционной, но внутренне насыщенной судьбой. Роман Битова разбит по главам «Дверь», «Сад», «Образ», «Лес». Спектакль Аронина поставлен по эпизодам, где названия глав появляются коряво написанными на крафтовой бумаге. Каждая глава Битова мола бы быть отдельным рассказом. Каждый эпизод спектакля - поворот в жизни героя. Школа, институт, работа, первая жена, вторая, любовница, еще одна - это была бы серая и скучная жизнь, если бы не Первая Любовь. Ася, героиня с таким тургеневским именем, кокетливая, непостоянная, исчезающая из жизни Монахова и появляющаяся через десятки лет. Монахов может не узнать ее при случайной встрече в автобусе, но любовь к ней и мучает, как заноза в сердце, и озаряет жизнь чем-то недостижимо прекрасным. Если бы эта первая любовь оказалась счастливой, возможно жизнь Монахова катилась бы по укатанной колее семейной жизни, а возможно это был бы постоянный бег по ухабам. Но Ася ускользнула и ускользает, иногда и сама она жалеет о несостоявшемся, а Монахов постоянно ищет в череде жен и любовниц ее образ, или наоборот ищет совсем непохожую. Битов сказал о Монахове: "человек стирается сам об себя", но Монахов не стирается, он обкатывается жизнью, в глубине души оставаясь самим собой. В начале спектакля Монахов восторженный юноша, готовый всю ночь прождать Асю на лестничной клетке, он как кусок стекла, брошенный в море, яркий, с острыми гранями, наносящий раны самому себе. Волны жизни обкатывают его среди гранитных голышей и это уже гладкий камешек, потускневший и исцарапанный, но внутри него светится все та же чистая романтическая душа. Асю играют несколько актрис (Ольга Гапоненко, Арина Борисова, Алёна Стебунова, Марина Гусинская), сменяясь на каждом изгибе жизни. Образ Аси, такой неуловимой и непостоянной требует этой изменчивости и неузнаваемости. В спектакле Сергея Аронова есть еще один герой, сопровождающий действие от самого начала до самого конца - это Автор в замечательном исполнении Ильи Смирнова - точный, сочувствующий, комментирующий и отстраняющийся. Илье Смирнову досталась еще и роль мальчика-поэта, влюбленного в одну из спутниц Монахова. Монахов находит в нем себя, потерянного в юности и вновь обретенного. А все остальные роли в спектакле "Улетающий Монахов" играет чудесный Сергей Погосян: отец, мужик, одноклассник, бабка - любая роль засверкает доставшись этому актеру. А Монахов так и не находит Асю в самой Асе и окончательно теряет, узнав о ее смерти. Жизнь теряет смысл, или наоборот наступает освобождение? Это деликатный, нежный и тактичный спектакль очень соответствует интеллигентной прозе Андрея Битова.
 
  Галина 13.04.2019  
  09 апреля мы в предвкушении отправились с дочкой в любимый МТЮЗ на спектакль молодого режиссера Сергея Аронина "Улетающий Монахов".
Флигель в МТЮЗе я полюбила с самого первого посещения. Но, к сожалению, там есть 8 ряд, с которого не видно практически ничего, кроме сидящих спереди. Поэтому первый акт я не столько смотрела, сколько слушала.
Во 2 акте у меня появилась возможность пересесть и таки увидеть вторую часть спектакля. Поэтому основываться буду в основном на этих впечатлениях.
О чем постановка? До просмотра встречала много отзывов, где основная идея - о быстротечности жизни. У меня сложилось несколько иное мнение. Суть истории в том, что герой проходит мимо собственной жизни, лелея в себе придуманную мечту-любовь. Нет, он возможно и был в нее влюблен. Но в таком случае добивайся любыми средствами и оставайся верен этой любви (если это конечно действительно любовь, а не подростковая влюбленность). Но эта "любовь" к Асе не помешала Монахову несколько раз жениться, иметь любовниц... Как так то? Вот мое впечатление, что герой в подростковом возрасте (когда начинаю играть гормоны) запал влюбился в девушку, старше на 5 (!) лет. И это говорит о многом Если ему, допустим, было 13, то ей 18. То есть, это типичный играй гормон! И он, как самый настоящий инфантил, живущий под крылышком мамы, начал лелеять эту любовь, взращивать ее, особо ничего для нее не делая. А девушка то уже взрослая, девушке нужна реальная жизнь, а не мечты мужчины-мальчика. И вот Монахов проживает (в смысле проходит мимо) жизнь, не замечая ни своих жен, ни любовниц, ни в принципе и родителей. Он всю жизнь качает в колыбели придуманную любовь. И лишь случай в аэропорту (смерть парня на глазах Монахова) заставляет его очнуться, оглянуться назад и понять, что жизнь то конечна, что родители не вечны, что все, что могло случиться, в основном случилось. Но это еще не окончательное пробуждение. А окончательно он проснулся на кладбище, когда узнал судьбу Аси... И пробуждение это было очень горьким, с запахом безнадежности. Жизнь прошла мимо. И даже фраза, что хорошо бы написать книгу, которую можно писать всю жизнь - ты кончился и она кончилась, говорит о том, что герою не столь уж важно то, что будет в этой книге. Плыть по течению, не стремясь ни к чему, держать внутри мечту и наслаждаться этим ощущением мечты, не прилагая никаких усилий.
Постановка своеобразная. Да, Сергею Аронину удалось создать атмосферу жизни Монахова. Атмосферу, настроения, саму жизнь. И уже привычный минимализм предметов и декорация во флигеле играют на руку режиссеру. Вот табуретки превращаются в шашки, вот стол превращается в кровать, окно в дверь, а потом в выход на летное поле. Все аскетично, но не мешает зрителю мысленно создавать собственные образы.
Главная ценность этого спектакля - актеры! Каждый хорош! В этот раз играли:
Сергей Аронин, Оксана Лагутина, Сергей Смирнов, Арина Борисова, Сергей Погосян, Ольга Гапоненко, Алёна Стебунова.
Очень понравилась игра Сергея Аронина. Еле уловимые изменения внешности, изменение ритма речи, движений и мы видим сначала перед собой подростка, потом юношу, потому взрослого мужчину. Перед нами действительно проходят все этапы взросления, мужания и угасания одного человека.
Сергей Смирнов нам очень понравился в "Пингвинах". И здесь он также хорош. Особенно потрясает роль Ленечки. перед нами действительно оказывается 18-летний юноша - пылкий, влюбленный, отчаянный, нескладный. Ни на секунду не возникает сомнение в его искренности.
И лично меня удивила Арина Борисова. Она мне здесь понравилась в образе Натальи. Впервые я увидела не актрису Арину Борисову, которая пытается что-то играть, а русскую женщину, живущую в средней Азии. Женщину, которая влюблена в мужчину, рядом с которым мечтает быть, но не может. Я увидела и ее любовь, и ее отчаяние, и ее попытки скрыть это отчаяние за напускной веселостью и оптимизмом. Вот просто браво!
Понравились и Сергей Погосян, и Оксана Лагутина. Они замечательно уравновесили молодых коллег. Сергею Погосяну одинаково удались и бабушка-соседка, и отец героя, и Взрослый мужчина. Все совершенно разные, но очень убедительные. У Оксаны Лагутиной образ был один - мать-наседка, которая видит свое счастье в сыне. Вся ее жизнь - забота о сыне, попытка укрыть его от невзгод жизни, облегчить его переживания. Просто прекрасно!
Что мне осталось непонятным - зачем меняли исполнительниц Аси? Хотели показать, как она менялась с течением времени? Так тот же Монахов прекрасно менялся силами одного актера. Встречала мнение, что этим показано, что Монахов в каждой женщине видел Асю. Так тоже этого не увидела в спектакле, по сюжету (ну насколько я могла это услышать, не видя) он каждый раз встречался именно с Асей. Этот момент для меня остался не ясным.
Спектакль довольно интересный, но не уверена, что захочу повторить. Просто не моя история, совершенно. Но смотрится интересно. Ну и повторюсь, на него стоит сходить уже ради игры актеров. А они здесь прекрасны.
 
  Инесса 02.03.2019  
  Спектакли МТЮЗа отличают своеобразный стиль и тонкая психологичность. Еще один прекрасный пример – «Улетающий Монахов» (скажу сразу, спектакль оставил очень много эмоций и заставил задуматься). Проходит он не на основной сцене, а во флигеле во дворе Театра. Зал очень маленький, ряды располагаются амфитеатром, все прекрасно видно. Но имейте в виду, что опоздавших не пускают – на свои места после 3 звонка невозможно пройти физически, а свободных нет.

«Улетающий Монахов» в режиссуре Сергея Аронина (он же в главной роли) поставлен по роману А.Битова. И мы будем с главным героем, с Монаховым, на протяжении всей его жизни. Не зря в самом начале Автор (Илья Смирнов) говорит: «Хорошо бы начать писать книгу и писать ее всю жизнь». А с помощью нехитрых декораций (по сути, полного их отсутствия) и листами с надписями «ДВЕРЬ», «САД» и т.д. получилось заставить зрителей поверить, что действие происходит то на лестничной клетке, то в заснеженном зимнем саду, то на кладбище.
Действительно ли первая любовь – самая сильная? На этот вопрос мы и попытаемся ответить себе вместе с Монаховым. В начале спектакля он – школьник, безответно влюбленный в молодую девушку Асю (Агнессу), готовый всю ночь ждать под дверью, когда же она пройдет мимо. Но между Асей и Монаховым всегда будет что-то стоять: сначала возраст – Ася старше лет на 5 и не воспринимает его всерьез, потом, когда она наконец согласится – отсутствие денег, места, времени… Их отношения не одобряют ни мама Монахова (Оксана Лагутина), ни подруги Аси.

Асю играют разные актрисы: Арина Борисова, Ольга Гапоненко, Алена Стебунова. Это правильно, потому что Ася для Монахова всегда разная: девочка из коммуналки, молодая женщина, взрослая дама – заведующая детсадом, когда наши герои случайно встречаются через 10 лет… Но всегда одинаково веселая, не слишком серьезная относящаяся к жизни и играющая чувствами Монахова. Конечно, он тоже не посвятил свою жизнь ей одной: он дважды был женат, у него были подруги, но помнил он всегда только Асю. И до такой степени, что, встретив ее в автобусе по дороге в роддом к жене, забыл обо всем и гулял с ней по городу всю ночь.

А годы идут, и вот уже Монахов – солидный профессор под сорок, с молодой любовницей Наташей (вновь Арина Борисова) из Ташкента. И уже он сидит у нее в квартире, а Наташин ухажер, 18-летний мальчик Ленечка (вновь Илья Смирнов), при нем наивно читает ей стихи – так же, как Монахов Асе когда-то. Время идет, идет – и все так циклично повторяется. Ведь даже у мамы Монахова лет пятьдесят назад был такой первый возлюбленный – писатель.

Спектакль идет чуть больше двух часов, в нем почти нет декораций, а актеры по режиссерскому замыслу играют несколько ролей – но он действительно переворачивает все в душе. Сходите, вы не пожалеете.
 
  Галина 01.11.2018  
  Удивительно, что такой молодой режиссер взял такую сложную тему: о быстротечности жизни-о неизбежности смерти-о том, что жизнь проживается чаще всего не так и не с теми, как мечталось в юности.
Один спектакль Сергея Аронина я уже видела, поэтому с удовольствием и интересом побежала на второй в Московский ТЮЗ. "Улетающий Монахов" идет во флигеле театра, я здесь была впервые. Очень уютно, старый маленький особнячок с небольшими помещениями, обставленными мебелью середины прошлого века. Деревянные стулья с витыми спинками, лампы под уютными абажурами - ностальгия. А еще книги и пианино.
Зал - всего восемь рядов, видно хорошо отовсюду, кроме восьмого, но мы сидели на седьмом. Подъем отличный и при этом недалеко.
Спектакль, как жизнь... "Хорошо бы написать книгу, которую надо писать всю жизнь. Ты кончился - и она кончилась..." (с) Не поручусь за дословную точность цитаты, но смысл таков. И так же, как в жизни, есть и печальные моменты, и смешные, и динамика есть, и провалы, то заскучаешь вдруг, то встрепенешься. В целом интересно смотреть, но целиком не забирает.
Перед нами проходит жизнь человека, начиная с подростка и заканчивая зрелым мужчиной. Очень здорово Сергей Аронин, который помимо того, что поставил спектакль, еще и сыграл в нем главную роль, преображался от сцены к сцене. Немного другая прическа, одежда, осанка, и вот уже перед нами не подросток, а студент, не студент - а молодой мужчина, а вот уже вполне зрелый.
И идет он по жизни, встречает разных женщин, женится, разводится, но в душе всегда остается одна, та самая, первая, настоящая... Или наоборот, ненастоящая, потому что сбывшаяся только в его фантазиях. Хотя нет, не одна. Еще мама. Всегда рядом, хоть и на расстоянии физически. Понимающая, любящая, и забытая ради повседневных дел и любовей.
Понравилась мне Оксана Лагутина, маму игравшая.
Ярким украшением спектакля были мелкие, но многочисленные персонажи Сергея Погосяна, позабавил и порадовал.
Ну и, конечно, сам Сергей Аронин. Очень убедителен, понравился, с удовольствием посмотрю что-то еще из его спектаклей при случае.
Сценография спектакля лаконична, белая комната, белая кровать, Автор (есть и такой персонаж, он выходит первым и пытается пристроить веревку к потолку, бросает это занятие и начинает рассказ) тоже в белом. Кстати, актер, игравший вчера Автора, Илья Смирнов, очень понравился в другой, эпизодической, роли Ленечки. Прямо браво!
Финал спектакля показался мне скомканным, оторванным от повествования - мама, запутавшаяся в телефонных проводах и трубках, с надрывом пытающаяся докричаться до сына, который все время ускользает. Из жизни мы вдруг попадаем в театр, мне это показалось лишним.
В общем, я провела хороший вечер в хорошем театре. Восторга не испытала, но посмотрела спектакль с удовольствием. К тому же, это премьерная постановка, еще обомнется и задышит.
 
  Валерий 24.08.2018  
  Это не МТЮЗ. Это какая-то самодеятельность на уровне сельского клуба. Скоморошество и балаган. Парни в платочках, изображающие старух и глумящиеся над старостью и подобные прибамбасы от начала и до конца. Убери их-и от спектакля ничего не останется. К тому же, спектакль трудно воспринимать, потому что показывают его в каком-то сарае на задворках театра, совершенно не приспособленном для показа спектаклей.Куда-либо протиснуться, не оттоптав ног и не оборвав одежду-целая проблема.Духота такая, что дышать просто нечем.Персонал бестолковый. Они не то что своевременно приготовить и начать спектакль не могут, им в билетах разобраться-и то проблема.
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010