Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Театр им. Вл. Маяковского
Ноябрь 2024
пнвтсрчтптсбвс
  27282930 
Декабрь 2024
пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

СКАЗКИ ВЕНСКОГО ЛЕСА
Театр им. Вл. Маяковского
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Elizaveta Efremova 25.10.2021  
  Известную формулу "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя" обычно приписывают Достоевскому. Возможно это было справедливо для девятнадцатого века, но век двадцатый должен был бы вывести другую формулировку: "Все мы выросли из пьес Чехова". Взять хотя бы спектакль "Сказки венского леса", идущий в театре имени Маяковского на сцене "На Сретенке", и поставленный Никитой Кобелевым по пьесе знаменитого австрийца Эдена фон Хорвата. (В Германии Хорвата чтут наравне с Брехтом, а у нас он совсем неизвестен.)
"Сказки Венского леса" были написаны в 1931 году: в прошлом - Первая мировая война, в настоящем - всемирный экономический кризис, в будущем - нацистская Германия. Казалось бы что нам за дело до жизни рядовых австрийцев, старающихся кто как может устроить свою жизнь, но когда смотришь спектакль, вдруг неожиданно появляется мысль, что перед нами чеховские персонажи. А чеховским героям мы сопереживаем генетически: все так близко, все знакомо. Как и у Чехова, в спектакле много застолий: персонажи пьют то, чай, то вино, то водку, много разговаривают и в результате только туже затягивают петли проблем на своих жизнях.
Марианна (Анастасия Дьячук), повторяет судьбу Нины Заречной: поиск любви, счастья, побег из дома, разочарование, унижение, смерть ребенка.
Валерия (Юлия Силаева) напоминает Машу - пьющая, стареющая и влюбленная в проходимца Альфреда (Вячеслав Ковалев).
"В воздухе звон и пение — как будто постоянно звучит отголосок вальса "Сказки Венского леса" Иоганна Штрауса", — писал Хорват в комментариях к постановке своей пьесы. И вальсы постоянно доносятся со сцены театра имени Маяковского, они окутывают зал волшебной дымкой, но жизнь героев спектакля отнюдь не волшебна. Хорват развенчивает миф об уютной Вене и ее добропорядочных и зажиточных бюргерах, режиссер спектакля послушно ему вторит.
Декорации, созданные художником-постановщиком Михаилом Краменко, одновременно и лаконичны, и полны динамики. Простым движением веревочного занавеса создаются новые пространства, а неоновые вывески обозначают место действия.
Все в этой постановке ненавязчиво, но образно и гармонично - работа создателей спектакля заслуживает самых высоких похвал. Актеры заставляют абсолютно верить своим персонажам. Волшебная сила искусства погружает зрителей в проблемы героев пьесы, и зал сопереживает им на каждом повороте сюжета. В результате спектакль смотрится на одном дыхании и не может оставить равнодушными поклонников традиционного театра.
 
  Урзова Екатерина 04.03.2020  
  Пьеса Эдена фон Хорвата, по которой поставлен спектакль, вышла в 1931 году. История, которая рассказана в ней, в сущности, обычна. Это история соблазненной и покинутой девушки. Интересно другое, то, что фон Хорват в форме вполне традиционной народной комедии с постоянными персонажами показал общество в предчувствии нацизма. В "Сказках Венского леса" Австрия еще очень далека от аншлюса и вступления в войну. Но она уже, пусть крошечными шагами, но идет к этому.

Итак, Вена. 1931 год. Улица, на которой расположены магазины: мясная лавка, магазин игрушек, табачная лавка. Почти все персонажи, которых увидят зрители, тут и живут, пришлые разве что Альфред (В. Ковалев), чья семья обитает за городом у разрушенного замка, и Эрих (В. Макаров) приехавший из Касселя. С первого же взгляда зрителям понятно, что Альфред - альфонс и проходимец. Без всякого сожаления он ломает жизнь женщин, которые встречаются на его пути, обирая и обманывая их. На его фоне Эрих, студент-юрист, кажется воплощением благопристойности. Он берет деньги у Валерии (Ю. Силаева), но клятвенно обещает вернуть долги. Но через 2 часа зритель изменит свое мнение об этих персонажах. Да Альфред - мелкий мошенник, но он способен измениться, для него есть надежда. А для целеустремленного и якобы честного Эриха надежды нет, он явный нацист.

Все персонажи пьесы колоритные донельзя. Это и Валерия, вдова обер-секретаря канцелярии, которая держит табачную лавку. Дама лет 50, которая еще не потеряла ни вкуса к жизни, ни здравый смысл. И бывший ротмистр, достойный человек, который пытается помочь соседям.

С мясником Оскаром (А. Сергеев) все сложно. Поди пойми, что хотел сказать автор 90 лет назад. Менталитет изменился. И то ли он хороший человек, готовый все простить, то ли мерзавец себе на уме.

Торговец игрушками Цауберкениг (С. Рубеко). Тут типаж понятен - отец, проклявший свое оступившиеся дитя, но продолжающий любить его.

Люди встречаются, влюбляются, расходятся, ссорятся, мирятся, выясняют отношения... И из всех этих маленьких событий вырастает картина жизни Австрии в период между двумя войнами. Невеселая картина. Тем более невеселая для нас, знающих, чем это закончится. Автор этого не знал. Он погиб в Париже в 1938. Убит веткой каштана, рухнувшей на него во время грозы. Фон Хорват всегда боялся молний и, как видно, не зря. Как видно, он обладал определенной интуицией ибо предчувствовал как свою смерть, так и судьбу Австрии.

Спектакль смотрится с интересом, там отличные актерские работы, хорошая режиссура, отменные декорации и костюмы (Вот тут М. Краменко и М. Даниловой просто 5+ надо ставить. Даже купальники персонажей продуманы). Тем не менее, у меня есть некоторые вопросы к режиссеру: «Почему первое действие несколько затянуто и перегружено? Почему сцена в кабачке напрямую скопирована из «Ночного портье», хотя здесь она – явный анахронизм?».
 
  Серж 03.03.2020  
  Присоединяюсь ко всем положительным отзывам ( а отрицательных,к счастью ,я и не видел ) спектакля " Сказки Венского леса ".Смотреть надо однозначно .Отлично передана атмосфера и колорит Австрийской деревушки .
 
  Елена 03.01.2020  
  29 декабря 2019 я посмотрела на камерной сцене Театра им. Вл. Маяковского спектакль Никиты Кобелева «Сказки Венского леса».
До этого видела только одну работу Никиты (но какую!!!) – спектакль «Бердичев».
Ознакомилась с публикациями прессы о спектакле – запуталась в перечисленных действующих лицах и так и не поняла, что же мне предстоит увидеть.
Это первая постановка написанной в 1931 году пьесы австрийского драматурга Эдена фон Хорвата в российском театре.
Чуть более трех часов перед зрителями разворачивается острая психологическая (а совсем не сатирическая, как заявлено в программке) драма о безысходности человеческих судеб владельцев небольших венских магазинчиков накануне прихода к власти фашистов.
Меня заинтересовало, почему режиссер решил поставить именно это произведение, понимая, что показать модное сейчас свое видение известной широкой аудитории зрителей пьесы куда легче.
Видимо, девиз Никиты Кобелева – «Мы не ищем легких путей!»
Вот как он сам объясняет выбор пьесы в своих интервью:
«Пьесу «Сказки венского леса» я нашел в букинистическом сборнике. Потрясла и пьеса, и судьба автора, которого сегодня в Германии чтут наравне с Брехтом».
«Прочёл сборник залпом, понял, что хочу ставить именно «Сказки» - сочный и яркий язык, накал страстей, какой редко сыщешь в классической драматургии – и стал ждать, когда появится возможность поставить спектакль.
Отказ от «гарантированного» счастья ради любовной авантюры с практически гарантированным печальным финалом – таких сюжетов в мировой драматургии действительно немало.
«Сказки Венского леса» привлекли меня ёмкостью, жёсткостью и узнаваемостью. Эта пьеса для меня чем-то сродни «Бесприданнице, но она острее – нет необходимости в скидке на происхождение и бедность героини, как это приходится делать в отношении Ларисы.
Хорват постарался показать слепую и глупую любовь со всей допустимой беспощадностью, выявив оборотную, неприглядную сторону трагедии чистого бескорыстного чувства, оставшегося невостребованным».
Слепую и глупую любовь Марианны (дочери владельца магазина игрушек) превосходно показала зрителям Анастасия Дьячук.
Я всегда утверждала, что актеру нужен режиссер, который его чувствует (как алмаз нуждается в профессиональном огранщике, иначе он не заиграет).
Не так давно главным моим разочарованием после просмотра спектакля «Снимается кино!» была именно Настя. А здесь буду петь ей дифирамбы, я была просто потрясена ее игрой – настолько она была убедительна во всех сценах. Бесспорно, в руках талантливого Никиты Кобелева она превратилась в самый что ни на есть драгоценный бриллиант!
До сих пор в ушах звенит ее вопрос «Что ты еще приготовил мне, Господи?». А приготовил он ей, к сожалению, очень много испытаний. Расплата за внезапно вспыхнувшею в ней любовь ждала ее очень жестокая…
Анастасии Дьячук просто поражает своей искренностью, виртуозностью и желанием донести до зрителя всю трагедию своей героини.
«Я сразу влюбилась в «Сказки венского леса», когда еще читали пьесу. Это одна из лучших пьес, по-моему, в мировой драматургии» (из интервью актрисы).
Героиня Насти воспылала любовью к Альфреду, никчемному игроку на скачках, но обладающему, как говорится, «отрицательным обаянием».
В прочитанных мной рецензиях все в один голос утверждают, что Вячеслав Ковалев убедительно сыграл Альфреда. Мне так не показалось. Возраст и внешние данные артиста у меня никак не вяжутся с образом сердцееда. Хотя в «Изгнании» он мне очень понравился.
Прекрасные актерские работы продемонстрировали Сергей Рубеко (отец Марианны, владелец магазина игрушек Цауберкениг), Игорь Марычев (Ротмистр), Юлия Силаева (Валерия, владелица табачного магазина, любовница Альфреда) и Александра Ровенских (мать Альфреда).
Еще на спектакле «Снимается кино!» у меня появился любимчик - Всеволод Макаров, сыгравший с бесподобной иронией своего Киногероя (в программке указано «киноактер»). Я им любовалась все действие.
Здесь у него небольшая роль Эриха – студента, племянника Цауберкенига и, по совместительству, альфонса (а в конце спектакля он появляется аж со свастикой на рукаве). И в этом образе Всеволод тоже был очень убедителен!
Отдельно следует выделить небольшую, но задающую спектаклю тон, роль девочки еврейского происхождения Иды, которую исполнила Дарья Хорошилова. Браво!
К сожалению, бабушкой Альфреда была в этот вечер не Татьяна Орлова, об исполнении которой роли «чудовища в юбке» написано столько лестных слов. А вот Елена Мольченко, на мой взгляд, не нашла нужных красок для создания запоминающегося образа.
Очень интересное музыкальное оформление спектакля – какая же Вена без вальсов Иоганна Штрауса. При этом, вальс с одноименным пьесе названием звучит по мере накала трагизма действия, наоборот, все веселее (браво Николаю Орловскому, музыкальному руководителю постановки).
И, по иронии судьбы, мне опять (а так было практически все второе действие спектакля «Снимается кино!») в лицо бил осветительный фонарь, подсвечивающий временами лавку с детства влюбленного в Марианну мясника Оскара (Андрей Сергеев). Причем, толку от этого освещения для действия не было практически никакого. А стеклянные витрины лавок, являющиеся главным элементом декорации, бликовали и этим изрядно мешали (художник по свету Андрей Абрамов).
Посмотрела я спектакль с большим интересом. Скучно мне не было.
Если вы уже видели спектакли Никиты Кобелева и вам нравится стиль его постановок, то советую сходить на «Сказки Венского леса» – достойная работа и режиссера и актеров. Но попереживать на нем придется немало!

 
  Марина 07.06.2019  
  Сильный спектакль про то, с чего начинается фашизм: с отречения отца от своей дочери, когда она не оправдала его ожидания; с бабушки, которая считает своего внука второсортным, так как он был рожден вне брака и, в связи с чем, она простужает его, дабы он умер; мясник, который хочет жениться на девушке, которая его не любит, отказываясь замечать и признавать тот факт, что он ей неприятен, да и как может быть приятен человек, который вместо поцелуя кусает, а во время игры и вовсе демонстрирует на ней бойцовский приём, делая ей больно. Люди, возомнившие себя лучше других, считают, что могут вершить судьбы...
 
  Ирина В. 22.04.2018  
  Очень сложное впечатление оставил спектакль. Я не любитель сюжетов о том, что вокруг все "оно" и просвета не видно. Но если признать, что такие идеи имеют право на существование, продемонстрировано это талантливо и режиссером и актерами. Особенно понравились исполнительницы женских ролей - девушки, женщины, бабушки.
 
  Татьяна 02.04.2018  
  Насколько я поняла, это первая постановка пьесы в российском театре. Австрийский драматург Эден фон Хорват практически неизвестен у нас, в то время как в немецкоязычных странах его пьесы весьма популярны. Пьеса «Сказки венского леса» была написана в 1931 году и рассказывает о взаимоотношениях владельцев венских небольших магазинчиков, о любовных и семейных драмах. Все это накануне прихода к власти фашистов.
Если сам сюжет не показался мне сногсшибательным, то игра актеров поразила. Пробирает до глубины души. Действо очень динамично и трагично, насчет «сатирической драмы» я сомневаюсь. Для меня особенным подарком было то, что роль бабушки Альфреда в тот день впервые исполнила Татьяна Орлова, которую я горячо люблю и которая феерично исполняет роль стерв – так уж вышло. В спектакле звучит музыка Штрауса, и порой она так ловко вплетается в повествование, что герои движутся в унисон, попадают в ритм – очень хвалят хореографа спектакля. Вообще все получилось очень гармонично, когда ни один элемент спектакля не выбивается из атмосферы, а вся актерская команда играет на одном высоком уровне, как я люблю.
 
  Елена 14.02.2018  
  Что нужно человеку для счастья? Дожить до «библейского» возраста, иметь возможность слушать сказочные вальсы Штрауса на берегу Дуная в компании близких? Нормальные мечты обывателей. Режиссёр Никита Кобелев предлагает погрузиться в фальшивый праздник жизни: нелюбимый жених с хорошими перспективами, немолодая раскрепощенная дама, торгующая в табачной лавке, амбициозный студент, который впоследствии примкнет к нацистам. Пока только тридцать первый год, в воздухе только начинают летать настроения надвигающейся беды. Позади первая мировая, экономический кризис сейчас и фашизм впереди. Пьеса Эдена фон Хорвата «Сказки венского леса» была сожжена за обличительную сатиру, но на сретенской сцене театра Маяковского перед нами горькая правда, которая есть у каждого в жизни, где все совершают ошибки, осознанно или слепо делают свой выбор, являются виновными в своих несчастьях даже больше, чем страна и политический режим. Но в данный момент будет литься шампанское на берегу реки, а мужчины и женщины под звуки вальса «Голубой Дунай» будут медленно и эротично раздеваться, снимая лишь верхние платья и обувь, а после с упоением побегут к воде
 
  Анна Гарсия 03.02.2018  
  Спектакль понравился. Какие же талантливые в Маяковке актеры!
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010