|
|
Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru
Инесса |
07.02.2024 | |
«Мандельштам» - один из последних спектаклей Романа Виктюка, его премьера состоялась в 2017 году. Что удивительно, в основе постановки лежит пьеса американского драматурга Дона Нигро, а к биографии Мандельштама в русских театрах практически никто не обращался, хотя его судьба – отражение сталинской тоталитарной эпохи.
Этот спектакль с точки зрения традиционного «виктюковского» символизма показался мне относительно прямолинейным, по крайней мере, в основной мысли: на протяжении всего действия над сценой висел нарисованный образ распятого Иисуса. В постановке задействовано всего пять актеров: лучший друг главного героя Пастернак (Прохор Третьяков), сам Мандельштам (Игорь Неведров), их жены (Людмила Погорелова и Екатерина Карпушина) и, конечно, товарищ Сталин (премьера Александра Пескова).
Спектакль очень многослойный: на первом плане, конечно же, параллели между Пастернаком и Иудой, которых сложно избежать, хотя держится он очень достойно. Вообще, налицо конфликт интересов: честный и желающий оставаться свободным, светлый Мандельштам, так и не смог найти компромисс и писать хвалебные оды советской власти, хотя Сталин просил его об этом открыто. И оскорбленный политик начинает мстить, попутно ломая характер Пастернака как друга Мандельштама: от попытки заставить его клеветать на товарища до подписания приговора.
Очень трагично наблюдать, как Пастернак, имея семейные обязательства, старается защитить перед Сталиным и друга, и себя. Например, знаменитое стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны», прочитанное всего нескольким слушателям, он сразу назвал самоубийством. А дальше непримиримого Мандельштама ждали ссылки, опала, отказы в публикациях и работе и прогрессирующее безумие.
Диаметрально противоположны и женские образы в спектакле: верная Надежда Мандельштам, которая отправляется в ссылки вслед за мужем, и жена Пастернака, которая отказывается пускать на порог дома вернувшихся из отдаленных мест друзей мужа, чтобы защитить детей. И, главное, обеих женщин можно понять.
Скажу честно, я считаю себя уже достаточно взрослой, чтобы сказать, что образы, подобные Мандельштаму, мне не близки – я тоже уже больше ценю скорее комфорт и спокойствие, нежели сгорание за идею и желание пожертвовать жизнью, чтобы избежать рабства. Но, наверное, без этой искры и не было бы настоящих поэтов!
| |
Татьяна |
05.02.2024 | |
Спектакль об отношениях творческого человека и государства. В какой-то мере Мандельштама можно заменить на других жертв того периода. Да хотя бы тех, чьи портреты также "участвовали" в спектакле (могу ошибиться): Гумилева, Флоренского, Мейерхольда. Отличительным моментом было бы творчество поэта, но в спектакле не будет стихов. Лишь одно, "то самое", тот повод, когда государство получило право "наказывать". И пьеса Дона Нигро, скорее, фантазия на тему, и постановка несколько "пере". Но в этой несколько нарочитой манере, театральности, ярче проступают именно "отношения". И ход с телефонными разговорами Сталина и "его друга" Пастернака просто прекрасен. Именно прямой разговор верхов и допущенных низов. То ли настоящие разговоры, то ли с воображаемым "другом". И вот три героя - Сталин, то есть государство, требующее от граждан определённого поведения. Не подчиняющийся талант - Мандельштам. Талант, желающий выжить - Пастернак. Мандельштам - чуткий к миру, творчество для которого - это жизнь. Его стихи рвутся наружу, они хотят быть услышанными. Он не революционер, желающий свергнуть режим, нет, просто у него в голове стихи пишутся о том, что он видит. И если он видит Сталина таким, то так и напишет. А не прочитать эти стихи другим людям - это просто нечестно по отношению к его собственному детищу. Его обязанность как автора не только записать, но и найти аудиторию для своих стихов. Возможно, прокричать на улице всем прохожим.... Мандельштам не может подстраиваться, да и не хочет... С каким-то детским упрямством он действует вопреки ограничениям. Ему нужна свобода, а именно её отбирает государство. Да, можно говорить, что главных тут два персонажа - Мандельштам и Сталин, но мне даже интересней Пастернак. Он не самоубийца как Мандельштам (а прочитав те стихи, тот по факту его совершил), он не имеет власти как Сталин. Он тоже талант, его тоже корёжит (если даже не больше Мандельштама) от ограничений, но он принимает правила игры, чтобы продолжить и жить, и работать. Он разрывается между двух друзей - "другом" Сталиным и настоящим нежно любимым другом Мандельштамом. Те двое - полюса, а Пастернак между. А ведь у них жены, у Пастернака дети... ты ответственен не только за себя, твои действия скажутся и на дорогих тебе людях. После ареста мужа с Надеждой Мандельштам перестают даже здороваться все. И как она рада приходу Пастернака, единственного, кто не делал вид, что её в принципе уже не существует! И как Пастернак в "дружеской" беседе со Сталиным проявляет чудеса дипломатии, чтобы не донести на Мандельштама. "Тебе не читал? - Я не слышал". Таков закон игры - ты либо с нами, либо против нас. Сидеть на двух стульях сложно... Герои поданы несколько утрировано. Сталин внешне на себя не похож, скорее он собирательный образ чекиста, власти. Очень чёткий образ дебютанта в этой роли Александра Пескова. И совершенно трогательный, наивный, светлый, на удивление позитивный даже в разговорах о самоубийстве Мандельштам. А как он планирует жить в подсобке какого-нить театра! Кажется - неубиваемый оптимист! Мне очень понравился в этой роли Игорь Неведров. И если предыдущие два образа всё же больше крайности, то именно Пастернак на контрасте достоверен. Такой настоящий, переживающий, осознающий... Прохор Третьяков. | |
Шмырева Елена Игоревна |
05.02.2024 | |
Об истории жизни Мандельштама, а точнее, как одно его смелое стихотворение сломало жизнь поэту, рассказывается в спектакле театра Романа Виктюка. Тяжёлые времена, тяжёлый эмоциональный рассказ. Спектакль поставлен по пьесе американского драматурга Дона Нигро. На сцене всего пять артистов, изображающих Осипа Мандельштама и его супругу Надежду, собрата по перу Бориса Пастернака и его жену, и руководителя страны Иосифа Сталина. Чем меньше у человека привязанностей в этой жизни, тем более независимым и смелым он может себе позволить быть. Именно это разделяет по детски прямого и несколько психологически неустойчивого Мандельштама и более рассудительного, опасающегося за жизни родных, Пастернака. А за ними следит и пытается вести разговор об их творчестве "вождь народов". Внешне актёры совершенно не похожи на свои исторические прототипы, но абсолютно оправданным выглядит выбор Игоря Неведрова на роль Мандельштама. Образ подчёркивает детскость, прямодушие и незащищённость поэта. Артист прекрасно передаёт нервное состояние и психическую нестабильность, он понимает и оправдывает беспокойство Пастернака, когда тот отказывает возвратившемуся из заключения поэту в дружеской встрече в собственном доме. А на предложение Пастернака прогнуться перед властью, написав какой-нибудь опус, восхваляющий Сталина, Мандельштам отвечает резким отказом: «Я не хочу писать мусор! Я считаю, что если бы писал стихи, восхваляющие Сталина, то получился бы мусор, иронический мусор». Гнущего свою линию, преуспевшего в софизме и казуистике Сталина исполняет артист Александр Песков. И тут никакого внешнего сходства, но железная механистичность голоса и манера ведения диалога заставляют верить в силу этого человека. Сталин в разговоре с Пастернаком говорит о своем обучении в семинарии: «церковь научила меня всему, что я знаю о свободе выражения мнений». Пастернак в спектакле - аморфная добрая сущность, таким передаёт образ Прохор Третьяков. Твердыми, каждая в своей правоте, предстают перед зрителями супруги поэтов. Екатерина Карпушкина показывает в образе Надежды Мандельштам непримиримость и ненависть к существующей власти. Людмила Погорелова, воплощая образ жены Пастернака, демонстрирует очень женские качества: настойчивость в желании оградить семью от проблем и потрясений, связанных с контактами с «нежелательными знакомыми». Для меня минусом постановки было недораскрытие поэтического таланта Мандельштама. Звучит лишь одно стихотворение, то самое, злое о Сталине, которое Пастернак назвал не имеющим отношения к искусству. Другие же стихи, по настоящему раскрывающие диапазон поэта, так и не были продемонстрированы. Но это претензия, вероятно, больше к драматургу, слишком политизировавшему пьесу. И крайне интересна мысль Дона Нигро, вложенная в уста ЕГО Сталина: «Думаешь, кто-нибудь обратил бы внимание на тебя или Мандельштама, если бы не я?». Геростраты сталинских времен, обретшие известность за пределами Родины. Те же, кто творил не выходя за рамки цензуры, такой известности не получили. Повороты истории и конъюнктура выносят на поверхность одни имена и присыпают песками вечности другие. Хотелось бы, чтобы ныне живущие люди помнили не только имена поэтов тех непростых лет, но и их произведения. Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся... (Осип Мандельштам) | |
Елизавета Е. |
03.02.2024 | |
Пересмотрев практически все работы Романа Виктюка, я долго не решалась пойти на спектакль "Мандельштам". Очень уж трепетно отношусь к его творчеству, садистски изощренные издевательства власти над поэтом всегда воспринимала как личную трагедию. В общем боялась я идти на эту постановку. Шесть лет боялась и наконец решилась. Шесть лет это приличный возраст для спектакля, за это время поменялось несколько исполнителей роли Сталина, и не знаю на пользу это пошло спектаклю или нет, но, на мой взгляд, все было идеально. Спектакль поставлен по пьесе Дона Нигро, одного из самых публикуемых современных американских драматургов. Автора более четырехсот пьес и большого поклонника русской литературы. Пьесы у Дона Нигро есть на любой вкус: драмы, трагедии, комедии и детективы. Пьесы Дона замешаны на традициях русского психологического театра, Шекспировских пьес и американского постмодернизма. В основе каждой его пьесы лежит история, которую Дон Нигро рассказывает блестяще. Вот и в "Мандельштаме" история замешана на отношениях творцов и власти. Мифические диалоги Сталина и Пастернака, их знаменитый телефонный разговор о Мандельштаме, сохранившийся лишь в анекдоте. Невыносимая легкость бытия возведенная Мандельштамом в жизненный принцип. Все это есть в пьесе Дона Нигро. Но Виктюк не был бы Виктюком, если бы не переключил сюжет из биографической плоскости в символическую. Сталин в этом спектакле абсолютное инфернальное зло. В образе, который создает Александр Песков нет ни намека на портретное сходство: нет ни акцента, ни усов, ни усохшей руки. Для Виктюка внешние признаки не главное. А главное - смертельная воронка, в центре которой Сталин, воронка засасывающая в себя всех, кого хоть слегка коснулась. Как всегда, в театре Виктюка спектакль начинается как только мы входим в зал: занавеса нет, сцена абсолютно открыта, да и сама сцена начинается сразу у ног зрителей первого ряда. Владимир Боер, мастер символизма в сценографии, "украсил" сцену подвешенными макетами, похожими на освежеванные человечьи тела, распятием с головой из мотка колючей проволоки и металлическими щитами с фотокарточками заключенных в фас и профиль. И табуретка. Невозможно даже представить сколько символов может содержать в себе обычная табуретка. Это и стартовая площадка для полета, и тяжелые кандалы. Табуретка здесь как образ власти, сковывающей полет поэта. Спектакль начинается еще с одного символа: Сталин предстает в виде Сатурна, пожирающий своего сына с росписи Гойи. Но главный герой спектакля конечно же Мандельштам. Игорь Неведров создает идеальный образ поэта, не желающего жить реальностью, парящего над ней, не умеющего приспосабливаться к жизни, поэта, казненного за верность музе. "Мы живем, под собою не чуя страны…" - в спектакле Мандельштам не ходит, он парим над землей. Как же нелегко было нянчить, любить, оберегать такого поэта-дитя и Екатерина Карпушина создает убедительный образ Надежды Мандельштам соткавшей вокруг поэта мир из нежности, мечты и веры. Непростая роль Пастернака досталась Прохору Третьякову. Роль в пьесе, роль в жизни. Пастернак выживший. Выживший благодаря или вопреки... В спектакле нет ответов. Ответы мы должны найти сами. В постановке есть еще одно действующее лицо - Жена Пастернака. Даже имени она не удостоена, да и прекрасной актрисе Людмиле Погореловой здесь практически нечего играть. Большую часть времени она молчит, а краткий монолог не дает полностью прочувствовать мощный талант актрисы. Спектакль "Мандельштам" засасывает в свое пространство с первой минуты - некогда дышать, некогда моргать. Я рада, что наконец решилась увидеть эту работу Романа Виктюка. Ее надо увидеть.
| |
Kagury |
29.01.2018 | |
"Мандельштам" в театре Виктюка оставляет сильное впечатление. Но испытываемые чувства столь же сложны, как сцена после спектакля (см. фото).
Пожалуй, первое, что надо сказать - я в очередной раз убедилась, что Роман Виктюк исключительно талантливый режиссер. Наверное, даже гениальный. Ни у кого больше нет такого идеально точного соединения музыки и пластики, которые не ради себя самих (как это часто сейчас), но сливаясь, образуют нечто большее. Когда каждая нота и каждое движение - играют. "Мандельштам" - спектакль в общем-то не музыкальный по своей сути - это одна сплошная драма, но тем заметнее точность пластических формулировок. Подобранные музыкальные темы (как всегда невероятно уместно) пробирают до мурашек.
Осип движется так, словно ходит по облакам в этой случайной для него реальности. Постоянно теряет равновесие, но при этом ни разу не боится оступиться (во всех возможных смыслах). Это поэт в той ипостаси, которая граничит с безумием. Ему не нужен ни стол, ни бумага. Все его стихи - в голове. Недаром его самое скандальное стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны" не было записано. Пастернак - полная противоположность, он прям, ровен и бесшумен. Ни одного лишнего движения - ни одной лишней мысли. Сталин - соединяет плавность и четкость, и позиционно он каждый раз над другими. Здесь он изображен прежде всего гениальным манипулятром - и это сыграно просто блистательно.
Диалоги со Сталиным довольно ироничны и каждый раз несколько оживляют общее настроение пьесы. А оно, знаете такое... Вот, бывает, смотришь фильм, и в какой-то момент начинает играть тревожная музыка, и становится ясно, что вот сейчас что-то произойдет, что-то страшное, внезапное, и ты весь замираешь в ожидании и предвкушении. Задерживаешь дыхание и смотришь. Весь спектакль, с первых минут смотрится именно так - вдохнуть и замереть. Удержать такую эмоцию на протяжении почти 2-х часов - это дорогого стоит. Так что, когда в финале раздвигаются металлические шторки на окнах, наконец, вздыхаешь с облегчением, и кажется, что это тебя выпустили на свободу.
В спектакле много символов, часть довольно очевидные - например, металлические щиты с фотографиями людей, уничтоженных в лагерях (среди них Мандельштам, Гумилев Флоренский) в какой-то момент переворачивают вниз изображением. А затем поднимают, словно извлекая из небытия, стирая снег с кладбищенских камней. В какой-то момент сцена оказывается словно заваленной трупами - черные тряпичные куклы падают вниз. Табурет превращается в клетку, стреноживая поэта. Надо всем происходящим - распятый Христос, но нет креста.
Смотрится на одном дыхании, но впечатление оставляет тяжелое. Если вы хотите увидеть здесь романтичного, легкого и светлого Мандельштама, написавшего мое любимое и гениальное (в отличие от процитированного выше грубого памфлета): "немного красного вина, немного солнечного мая...", то его здесь нет. Здесь Мандельштам уже из другой реальности - немного безумный, срывающийся в истерику, пытающийся быть больше гражданином, чем поэтом. А борьба с властью всегда заканчивается одинаково.
Смотреть, думаю, стоит. С риском быть пришибленным эмоциями, но стоит. | |
Н.В. |
29.01.2018 | |
Про спектакли этого театра всегда трудно написать, если понравилось. Конечно, понравилось. Спектакль тяжелый, нервный, сложный и энергетически сильный. Неведров в очередной раз поразил. Это надо видеть, сопереживать, думать и впитывать. | |
|
|
|