Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Малый театр
Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
 161718192021
22232425262728
2930     
Май 2024
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

СЕРДЦЕ НЕ КАМЕНЬ
Малый театр
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Ирина 20.10.2018  
  Ух какой детектив! Прямо на краешке стула сидела!
У Островского это, правда, совсем не детектив. К моему удивлению, в Малом эту пьесу значительно сократили по тексту, поставили не совсем так, как она написана, экономику заменили на эконома, в несколько раз сократили роль Аполлинарии Панфиловны (и очень зря, Жеряковой чем больше, тем лучше). Спектакль в итоге получился прямо Агата Кристи, но совсем не Островский. То есть не плохой, но другой, чем ожидаешь.
Декорации самые лучшие из всех, что я до сих пор видела в Малом на Ордынке.
 
  Marina 14.05.2018  
  Спектакль не понравился, хотя обычно мне Островский нравится. Очень скучно, актеры играли без энтузиазма. Главная героиня - вообще блеклая, невыразительная актриса, добросовестно выдающая текст зрителю. Не такого ждала от Малого Театра. Надеюсь, что это случайность)
 
  Роман 14.04.2018  
  К сожалению, вынужден признать, что постановка слабая. Зал реагировал плохо, комедия не получилась. Не рекомендуем
 
  Николай 17.11.2016  
  Записки дилетанта.

№ 36. Малый театр. Сердце не камень (Александр Островский). Режиссёр Владимир Драгунов.

Классика жанра.

Исторически сложилось так, что драматург Александр Островский является основным «поставщиком» пьес для Малого Театра (неофициальное название театра - «Дом Островского»). Здесь были поставлены все его 48 пьес. Комедия «Сердце не камень» написана умудрённым опытом драматургом в возрасте 57 лет и часто в театре не ставилась, оказываясь «сложной» для постановок.

В простой, казалось бы, в сюжет о завещании вплетено множество тем – здесь и неравный брак со всеми вытекающими противоречиями: «…я не святая. Да и много ли у нас, в купечестве, девушек по любви-то выходят? Всё больше по расчету, да еще не по своему, а по родительскому», и проблемы женской эмансипации: «А от нас требуют, чтоб не только мы закон соблюдали, а в душе и помышлении непорочность имели. Как еще они, при своей такой безобразной жизни, смеют от нас чего-то требовать!», и супружеские измены, вызванные скукой жизни: «Я, кажется, до семидесяти лет влюбляться буду. А то и жить-то незачем, какой интерес! А тут вдруг как-то тепло на душе. А то какая наша жизнь? Пей, ешь да спи», и про то, на какие подлости готов человек ради денег, и про то, что каждому всё-таки воздастся по заслугам, и справедливость восторжествует, что добрые люди спасают мир, и про человеческое одиночество: «Да с тех пор, вот уж пятнадцатый год, и сижу дома», и о том, что все грешны, и о том, что люди получают то, к чему стремятся к хорошему ли, или злому, и об отсутствии простого человеческого счастья и что его не найти без честности к самому себе и про отношения мужчин и женщин во всей их сложности и запутанности: «Ты спроси у лошади, как ей лучше, свободней: в хомуте или без хомута! А баба-то ведь хомут… Вот как будут железные зубы-то, вот и буду я ими жевать жену-то – жевать, жевать».

В пьесе и в постановке проявлены все основные идеи театральной школы Островского: «Театр должен быть построен на условностях» и иметь «четвёртую стену» разделяющую сцену и зрительный зал – и точно, актёры скрупулёзно воплощают текст пьесы, завершающейся развязкой в финале. «Неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях» – все персонажи «выпуклые», играются «сочно», харАктерно. «Ставка не на одного актёра» – «главные» здесь, как минимум и Каркунов и Вера Филипповна; вторят им равноправные участники: Халымов и Аполлинария Панфиловна, Константин и Ольга, Ераст, Иннокентий – важны и проработаны, индивидуальны все.

Но всё-таки роль Каркунова (азартно сыгранная Василием Бочкарёвым) получилась центральной. Актёр является ядром и «держит» зал, в том числе и за счёт внутреннего обаяния и мастерства. За ним интересно просто наблюдать. Тот же Константин, его племянник, хоть и сыгран во всей своей подлости, пустоте и развязности не менее смачно, но такого сильного эффекта не производит. Но получился Каркунов всё-таки слишком «положительным», даже благородным для самодура, находящего единственное утешение в пышных ночных пьяных загулах. Контрастом выглядит его молодая жена Вера Филипповна, ангел во плоти, всю жизнь посвятившая помощи бедным, тратя на это деньги, заработанные престарелым мужем. Но так ли честна с собой пресноватая в своей нравственной стерильности Вера Филипповна?

Её подруга Аполлинария Панфилова зажигательно сыгранная Ириной Жеряковой (на её озорные и циничные разговоры «под бутылку мадеры» живо реагируют зрители) не стесняется рассказывать о том, что всех женщин интересует и волнует на самом деле: «Грех сладок, а человек падок… Враг-то силен, поручиться за себя никак нельзя… Мне и под пятьдесят лет, да я за себя не поручусь…». Ей вторит раздираемый противоречиями, но под конец вставший на путь истинный Ераст, уговаривая Веру Филипповну: «Вы теперь всех людей любите и добрые дела постоянно делаете… а себя любить не позволяете; но пройдет год или полтора, и вся эта ваша любовь… зачерствеет, и все ваши добрые дела будут вроде как обязанность или служба какая», и самое главное: «Как вы, однако, греха-то боитесь! Вы, видно, хотите совсем без греха прожить? Так ведь это гордость. Да и какая ж заслуга, ежели человек от соблазну прячется? значит, он на себя не надеется. А вы все испытайте, все изведайте, да останьтесь чисты, непорочны – вот заслуга».

Спектакль Владимира Драгунова получился вполне традиционным, без режиссёрских интерпретаций искажающих оригинал. Классическое произведение, классически и профессионально сыграно в заслуженном театре в красивых костюмах и декорациях сплошь заслуженными и народными артистами. Вывод обнадёживает: справедливость в жизни всё-таки есть несмотря на её неоднозначность и запутанность. Каждый рано или поздно получает по заслугам в этом мире, который держится на добрых людях. Конец позитивен: Каркунов, эффективный промышленник в качестве бонуса имеет прекрасную, добродетельную и верную жену и готов умереть спокойно, Вера Филипповна заслуженно наследует все капиталы мужа, а исправивший Ераст в недалёком будущем обязательно женится на своей хозяйке. Даже мерзавец Константин награждён персональной пенсией милостью Веры Филипповны. Дай Бог так всем!
 
  Мила 26.03.2016  
  А мне понравилось, а Бочкарев понравился оочень. Конечно, спектакль не для тех, кто пришел отдохнуть, расслабившись после рабочей недели, потому что думать заставляет. Скорее порекомендую его к просмотру среднему и старшему поколению.
 
  Ольга 17.12.2015  
  Очень скучный спектакль. Бочкарев не попал в образ. Жерякова играет фальшиво. Малый умер, если так ставит Островского?
 
  Светлана 04.12.2015  
  Пьесу Александра Николаевича Островского «Сердце не камень» ставят в театрах очень редко. Режиссёр Владимир Драгунов обратился к этой непростой и глубокой пьесе. Спектакль получился необычный и с философским смыслом.
Жанр пьесы у Островского – комедия. Но не всё так прямолинейно. Несмотря на множество курьезных и забавных ситуаций, комедия и драма здесь сплелись воедино. Всё как в жизни. Это подчёркивает отличная музыка Григория Гоберника. Она звучит на протяжении всего спектакля и является действующим лицом. Необычная, тревожная, порой напряжённая музыка не дает зрителю отвлечься, предвещая неожиданные потрясения и страсти. Декорации спектакля красиво и лаконично представляют интерьер комнат, где разворачивается действие. Слуги на сцене быстро и элегантно переставляют декорации во время спектакля. Костюмы всех героев очень эффекты и гармонично отражают эпоху происходящих событий.
Главного героя Потапа Потапыча Каркунова блестяще играет актёр Василий Бочкарёв. За большое наследство Потапа Потапыча идёт борьба. У Каркунова есть и деньги, и молодая жена, которая ему покорна, но он не спокоен – боится умереть и думает, кому завещать состояние. Потап Потапыч ведёт себя как самодур: пьёт, гуляет, играет в бильярд, порой издевается над окружающими его людьми, не позволяет жене никуда отлучатся из дома, кроме как в церковь. Каркунов хочет оставить состояние своей жене с условием, чтобы она после его смерти постоянно давала деньги на помин его души и была связана словом оставаться одной. Василий Бочкарёв показывает внутреннюю драму своего героя. Каркунов за внешним благополучием и вседозволенностью прячет истинные чувства: любовь и доброту, переживания и сомнения. Он пытается разобраться в себе, понять, что для него главная ценность – богатство материальное или душевное. В финале пьесы после признания жены в том, что она не даст ему слова после его смерти не выходить замуж, Потап Потапыч взрывается гневом. И вот, еле передвигаясь, словно в исступлении, Каркунов идёт играть в бильярд. И, вдруг резко выбрасывает на пол шар, а с этим шаром, словно отбрасывает свои недобрые чувства и сомнения. Потап Потапыч выходит в центр сцены, просит прощения и начинает лихорадочно молиться. Чувства доброты и искреннего раскаяния вырываются наружу. Наступает очищение души.
Актриса Лидия Милюзина предстаёт перед нами в образе жены Потапа Потапыча – Веры Филипповны. Это умная, щедрая и скромная женщина полностью подчинена своему мужу. У неё сильно развито чувство справедливости. Она благородна, с тонкой ранимой душой и очень сдержана. Вера вынуждена проводить время в одиночестве. Ей позволено лишь общение с друзьями мужа да посещение храмов. Лидия Милюзина показывает, как трудно приходится её героине. Вера привыкла глубоко прятать свои желания, но всегда готова придти на помощь людям, которые нуждаются и в добром слове, и в деньгах. Помогает даже людям не достойным, каким является племянник Каркунова. Но она искренне верит, что человек может исправиться, верит в доброту и порядочность. А в финале пьесы Вера даёт волю своим эмоциям: возражает мужу, признаётся в том, что выйдет замуж после его смерти. Ведь ложь не присуща её сердцу! И в этот момент она побуждает свои чувства и, позабыв о сдержанности, говорит страстно и искренне.
Очень интересный образ Ераста, приказчика Каркунова, создал актёр Василий Зотов. Это молодой человек, который пробивает себе дорогу к богатству и карьере. Он готов на всё, даже на подлость. Но в глубине души у Ераста постоянно идёт борьба с самим собой. Он словно запутался в жизненных вопросах, в понятиях честности и бесчестия. Общение с Верой Филипповной оказывает на него благотворное влияние. Он почти влюблён! В финальном действии пьесы Ераст приходит к Вере и пытается объяснить ей свои чувства. А, может быть, он объясняет всё это самому себе, и его настоящее искреннее чувство ещё впереди.
Ярко и необычно показывает племянника Константина Каркунова актёр Глеб Подгородинский. Создавая образ своего героя, он использует приём гротеска, что усиливает неоднозначность отношения к этому образу. Константин импульсивен и постоянно суетится, что говорит о его неуравновешенной и взбалмошной натуре. А агрессия и подлость по отношению к Потапу Потапычу и Вере Филипповне показана актёром даже комически. Константин уверен, что для получения богатого наследства все средства хороши – и интриги, и даже грабёж. Будучи пойман за воровством, он раскаивается. Но можно ли ему верить? Да и он сам себе, скорее всего, не верит.
Владимир Дубровский и Ирина Жерякова прекрасно играют семейную пару Халымовых – Исая Данилыча и Аполлинарию Панфиловну. Это типичные персонажи пьес Островского! Аполлинария Панфиловна (Ирина Жерякова) – весёлая, красивая, богато одетая дама, которая не привыкла ни в чём себе отказывать. Весело и с удовольствием напевая, может и выпить рюмочку-другую. Она по-доброму от души даёт бытовые советы Вере Филипповне, искренне считая, что можно и слукавить, коли это на пользу. Аполлинария Панфиловна не понимает душевных переживаний Веры и её самопожертвования. Яркая игра Владимира Дубровского представляет нам колоритного Исая Данилыча. Он постой приказчик с простыми приземленными желаниями и чувствами, но ему присуща и доброта. Исай Данилыч тоже искренне пытается помочь Потапу Потапычу и объясняет, что самодурство по отношению к жене ни к чему хорошему не приведёт.
Спектакль раскрывает некую тайну, которая есть в пьесе Александра Николаевича Островского. Она не в добывании наследства и денег. Ведь не деньги приносят благополучие и счастье. Эту тайну можно разгадать, заглянув в сердца героев, в их размышления о смысле жизни. Надо стараться жить в согласии с самим собой, чаще прислушиваться к сердцу, к его глубоким необыкновенным чувствам. Ведь сердце не камень и подскажет исключительно верное решение жизненных проблем.
 
  Вера 19.10.2015  
  Островский написал комедию. Играли, как трагедию. Очень скучный спектакль.
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010