|
|
Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru
А.Мищенко |
15.05.2023 | |
Спектакль «Смерть Тарелкина» смотрел в Новосибирском театре "Красный факел" как 3_ий спектакль трилогии. В наше время сжатых объемов обмена информации развернутые картины вызывают напряжение тем более, что они негативного характера, что для людей, настроенных на развлекуху, а не на интеллектуальное восприятие жизни производит гнетущее, отталкивающее впечатление и непонимание сути произведения. Это в некотором смысле минус, более условный потому, что для таких людей все, что им не нравится отметается ими как "бред" и "демагогия". Использование в спектакле проекционной техники - мощный ресурс, позволяющий ставить очень сильные акценты, но которым надо пользоваться осторожно чтобы не сбивать впечатления зрителей от непосредственного функционирования актеров живой сцены. Спектакль затрагивает очень актуальные проблемы до философской глубины и на сегодняшнее время является очень важным для общества. Однако, для общества фиксация, разработка существующих проблем, даже каких-то углубленных их причин, уже мало и требуются предложения вариантов их решения, а это существенно труднее, так как реальные варианты скомпрометированы прямолинейностью реализации и прессингом эгоизма врагов и ущербных. В целом хочется выразить творцам уважение и признательность решением взяться за предложенные проблемы и пожелания в совершенстве, расширении этого пути не только в раскрытии, но и решения их не смотря на замеченные трудности, а зрителям - кроме стремления к эмоциональному, еще и к интеллектуальному развитию. | |
Вадим |
26.11.2021 | |
Вчера посмотрели этот спектакль и получили огромное удовольствие. Мнение о театре "Сопричастность" как о среднем, с неровной труппой, в которой есть как хорошие актеры, так и те, чей уровень не выше любительского, изменилось в лучшую сторону. Все артисты играли отлично, среди них не было никого, кто отбывал бы на сцене номер (это относится ко всем, даже к исполнителям самых маленьких ролей).Спектакль полон интересных режиссерских решений, что сделало из довольно нудной сатирической пьесы 19-го века живое и по-настоящему смешное представление. Очень жаль, чт о маленький зал был едва заполнен наполовину, этот спектакль заслуживает гораздо большего. Если бы убрали музыкальные звуки, сопровождающие действие на всем его протяжении, было бы здорово, меня они очень раздражали, особенно в начале спектакля. | |
Ирина |
24.04.2017 | |
Жалею, что пришлось смотреть без заболевшего мужа. Очень понравился спектакль. В следующий раз придем вдвоем. Театр симпатичный и какой-то домашний. Приятные ощущения от первого посещения. | |
Ольга |
24.04.2017 | |
Спектакль не понравился. Ходили втроем и в этом мнении остались единодушны. Актеры очень громко кричали, да еще и в совокупности с музыкой создавалось ощущение какофонии. Смотреть было тяжело и неинтересно. | |
Елена |
11.12.2016 | |
Сегодня случайно оказались в этом театре...приятная ,душевная обстановка..но самое главное-замечательный спектакль'Смерть Тарелкина'.замечательные актеры..желаем процветания этому театру...и мы теперь будем постоянными посетителями..спасибо ! | |
Николай |
09.10.2016 | |
Записки дилетанта.
№ 32. Театр Сопричастность. Смерть Тарелкина (А. Сухово-Кобылин). Реж. Игорь Сиренко.
Вечно живые: Тарелкин, Расплюев, Варравин.
Театр «Сопричастность» непросто, но приятно поискать среди кривых, но симпатичных старинных московских переулков. Внутри ожидают гостеприимность, уют, камерность и «зал небольшого размера», чем-то напоминающий школьный актовый зал. Но играют здесь по-взрослому и совершенно серьёзно. Периметр сцены оригинально оформлен дюжиной разрезов на тыльной части шинели, увенчанных наспинными хлястиками с пуговицами. Таким образом, герои как бы «рождаются» и попадают на сцену через «заднее место». Но персонажи, которых описывает Александр Сухово-Кобылин вполне этого заслуживают. Трилогия, заключительной частью которой является «Смерть Тарелкина» является для философа, драматурга, переводчика и академика во многом личной – Сухово-Кобылин семь лет находился под следствием и судом по обвинению в убийстве. «Не будь у меня связей да денег, давно бы я гнил где-нибудь в Сибири», — уже по закрытии дела говорил Сухово-Кобылин. Тупость, алчность и безжалостность карательной бюрократической машины была испытана непосредственно на себе.
В первой части пьесы происходит завязка, чиновник Кандид Касторович Тарелкин, активный член бюрократической группировки внезапно решает уйти от дел: «Решено!.. не хочу жить… Нужда меня заела, кредиторы истерзали, начальство вогнало в гроб!..». Но умереть «в сласть и удовольствие», превратившись в Силу Силича Копылова, сбежав таким образом от долгов. Имеется также компромат в виде писем на бывшего начальника Варравина (Библия: «Варавва же был разбойник»; также это слово близко по созвучию слову «вор»): «Деньги эти я тихонько, усладительно, рубль за рублем, куш за кушем потяну из тебя с страшными болями; а сам помещусь в безопасном месте и смеяться буду». Но не тут то было, не на того напал, противник оказался уж больно серьёзным.
Режиссёр создаёт пространство гротеска, где возможно всё и события стремительно сменяют друг друга, произойти может что угодно. Фоном звучит довольно легкомысленная музыка. Тарелкин в исполнении зрелого, но чрезвычайно энергичного Алексея Булатова предстаёт неприятным, суетящимся прохвостом, надеющимся обвести вокруг пальца всех вокруг. Варравин характеризует его следующим образом: «Это был такой мошенник, которого, кажется, живого мало разнять на части», «самая бездельная и беспокойная тварь убралась в свою дыру». Чиновники, недавние коллеги пришедшие на похороны в одинаковых чёрных мундирах показаны безличными, послушными любому приказу болванчиками, «роющие землю копытами» в служебном рвении, хором плачущие по приказу. Это бессмысленная и готовая на всё орда. Очень удачна визуализирована сцена с вытаскиванием кошельков друг у друга, ведь добровольно отдать собственные деньги они ни за что не смогут, а «чужие» - пожалуйста.
Но чиновничья среда оказывается чересчур хищной и через небольшой промежуток времени Тарелкин, удачно, как он думает, мимикрировавший в Копылова превращается из хитрого мошенника уже в жертву. Первой ласточкой выглядит внезапно нагрянувшая бывшая сожительница «колоссальная баба» Брандахлыстова с детьми. Следом появляются кредиторы, далее он попадает в капкан к Расплюеву и Полутатаринову из которого уже не может выбраться, его арестовывают и помещают в тюрьму, в которой помогают «разговориться» с помощью голода.
Тарелкину хронически не везёт - притворяться, врать и отбиваться от врагов приходится и после «смерти», которая ничего по сути не меняет, не спасает, а лишь причудливо выворачивает действительность наизнанку. Ему быстро «обламывают рога», показывая, что главный тот, у кого есть власть. Тарелкин-должник превращается в Копылова-алиментщика-должника-подсудимого, полу-Тарелкина, полу-Копылова, вдобавок и ещё сосущего кровь вурдалака, попавшего в оборот в карательную следственную машину, что вряд ли можно назвать удачей. Образ вампира не зря введён автором, многие чиновники по сути являются паразитами на теле общества, сосущими из него кровь, живущими за его счёт.
Варравин сыгранный Владимиром Фроловым бесконечно самолюбив, властен, циничен, беспощаден, его волнуют лишь собственные интересы, нажива. Чёрный мундир, расшитый золотом и громадная глупая треуголка указывает кто главный. Но его вопящий и дёргающий рукой капитан Полутатаринов, пожалуй, несколько наигран, но гнусность, подлость и въедливость этого персонажа переданы понятно. Вот как Варравин характеризует самого себя и ту власть, которой обладает: «Я генерал… Знаешь ли, что такое генерал?.. Генерал — значит, что я могу тебя взять и в ступе истолочь». Характерно, что два главных персонажа – Тарелкин и Варравин символически двуличны: первый превращается в Копылова, а второй в Полутатаринова.
Пожалуй, слишком комично выглядит Мавруша, эдакая грубая и глупая дура с бегающими глазами, похожая скорей на персонажа из детского спектакля. Звездой безусловно является Расплюев, сыгранный Александром Трубиным (чем-то похожим на Виктора Сухорукова). Его квартальный надзиратель - это прообраз всех современных «оборотней» в погонах (Сухово-Кобылин полтора века назад впервые употребил это слово, прочно вошедшее в современный обиход). Это тупой, бесчувственный, жестокий, чрезвычайно прожорливый человек, с желудком – «бездонной ямой», символизирующим бездонную жадность. Поесть и выпить без всякой меры для Расплюева – родная стихия. Расплюев про себя: «Натура такая: орган». Когда к таким в руки попадает власть происходит страшное.
Третье действие посвящено описанию карательной следственной машины. На первый план выходит Расплюев, опьянённый властью и возможными перспективами. Варравин, Ох и Расплюев, равно и вся остальная следственная братия показаны недалёкими, но очень исполнительными идиотами, готовыми поверить и расследовать любую ахинею. Сухово-Кобылин просто глумится над их идиотизмом: «Хобот длины необычайной, — на конце хобота сосок, — сосок как жало скорпиона и крепости адамантовой». Но правда им и не нужна, тут совсем другие законы и цели – выслужиться перед начальством, сделать карьеру и набить себе карманы, безжалостно ломая людские судьбы. У них есть и свои деликатные правила: «Меньше ста рублей – ни копейки не беру!».
Их законы циничны - Варравин: «Надо начать с малого и кончить торжеством!.. Ох: «Следователь может всякого, кто он ни будь, взять и посадить в секрет!»; Расплюев: «Дрожал — а теперь меня дрожать будут!.. Раболепствовать будут!». И как апофеоз: «Все наше! Всю Россию потребуем… и я всякого подозреваю; а потому следует постановить правилом — всякого подвергать аресту». Единственное, что может их пронять – это страх перед начальством. Больше ничего.
Перед зрителями проходит разношёрстная череда «жертв» следствия: здесь и прачка, и купец, и дворник и бывший чиновник. Всех подозреваемых щёлкают, как орехи: кого словом, кого угрозой, кого силой. Кто-то отделывается испугом, кто-то рублём, кто-то свободой.
Самые горькие прозрения Сухово-Кобылина в дальнейшем с лихвой подтвердились. Здесь и годы репрессий и недавние события, когда на квартире силовика, призванного бороться с преступностью обнаруживают наличные деньги сопоставимые с годовым бюджетом среднероссийского города… Всё чего боялся писатель, к сожалению, произошло, даже ещё в более гнусном виде.
В финале два мошенника, Варравин и Тарелкин находят общий язык, компромат обменивается на свободу, последний выходит сухим из воды. Куда теперь податься? И ведь совсем скоро найдёт он себе тёпленькое местечко: «Господа, вам не надо ли управляющего имением?.. об опытности и говорить нечего: прошел огнь и воду! Насчет честности — сами видели: за правду страдал!.. Одно слово, введу вам прогресс: рациональное хозяйство на вольнонаемном труде… так обделаю, что только ахать будете…». Циничный Варравин провожает его: «Я тебе говорю: ступай прямо в пекло, — там тебе не откажут — примут!..».
Сколько сейчас такой саранчи, Варравиных, Тарелкиных и Расплюевых несут службу в бескрайней России? Полным-полно, за примерами далеко ходить не надо…
| |
Елена Сергеевна |
01.10.2016 | |
Превосходный спектакль! Очень понравились все участники первым их которых был сам Тарелкин - Алексей Булатов. Мы с дочерью и зятем давние театралы, но театр "Сопричастность" открыли для себя относительно недавно и очень рады этому. Посмотрели "Короля Лира", с которого и стали по возможности приходить почаще. "Смерть Тарелкина, ели не ошибаюсь, в Москве идет только здесь и надо сказать, что это яркий и изобретательный спектакль с запоминающимися персонажами. Очень советую его посмотреть и понимаю наших соседей в шестом ряду, которые сказали, что пришли на спектакль повторно. Процветания и успехов всему коллективу! Обязательно придем еще раз! | |
Анна |
17.02.2016 | |
Были 14 февраля в этом театре впервые. Очень понравилось - и спектакль, и приятная женщина, помогавшая найти место в зале. В самом деле, в 4-м ряду было тесновато, но спектакль эту неприятность сделал почти незаметной. Придём ещё. Спасибо странице "Московский драматический театр "Сопричастность" в FB, которая дала наводку на этот театр: всё отлично разъяснено, подробно расписана процедура покупки билетов и главное - дружеская форма общения с посетителями страницы. Вообщем, приятный во всех отношениях театр. Процветания всем! | |
Марина |
15.02.2016 | |
Не нашла спектакль на 14 февраля наверное, из-за перемены спектакля потому пишу про дату 13 февраля и хочу сказать, что "Смерть Тарелкина" нам с мужем очень понравилась. Или понравился. Это же спектакль. Кто-то писал уже, что пьеса не нравилась раньше, вот и я не понимала все эти истории Сухово-Кобылина. Меньше всего хотелось смотреть эту самую "Смерть", но как хорошо, что мы остались!!! Здорово! И декорации интересные - такие как бы отсутствующие в прямом смысле слова, и артисты отличные! Брандахлыстов(а) вообще чудо! Все прошло как-то так быстро, что стало жалко. Возможно, Тимофей, которому ТАК активно не понравился спектакль, был не в тот день, когда были мы. На вкус и цвет, как говорится... Но как говорилось в книге Вайнеров "Визит к минотавру", "Ни в коем случае нельзя спешить с выводами — ответ на задачу всегда находится в конце, а не в начале". Наверное, надо было досмотреть, а то ведь поговорку про показ половины работы кое-кому ещё никто не отменял) | |
Тимофей |
14.02.2016 | |
Ушли в антракте. Актеры играли неплохо. Но постановка такая, что можно спать. Ничего интересного, ничего смешного, ничего трагического, НИЧЕГО. Первый раз в жизни ушёл в антракте и долго ждал его. | |
Никитина С.М. |
14.10.2015 | |
С некоторой задержкой решила написать о том, что 11 октября во второй раз посмотрела "Смерть Тарелкина", и, можно сказать, увидела новый спектакль: Тарелкина играл новый артист Савинов и играл здорово! Я, конечно, могу ошибаться, но мне показалось, что этот спектакль стал динамичнее и острее, а герой стал именно героем действия. Никогда бы не могла представить, что захочется посмотреть "Смерть Тарелкина" несколько раз. Наверное, немного попозже снова приду в "Сопричастность" на этот (и не только на этот спектакль), но "Смерть Тарелкина" у меня пока что в фаворитах. Браво режиссеру и браво артисту Савинову! Отдельный восторг команде чиновников - их появление жду с большим нетерпением. Не нашла в программке фамилию художника, оформившего сцену, а ведь решение с шинелями для этой маленькой сцены выше всех похвал! | |
Ольга |
27.09.2015 | |
Здорово! И актеры и постановка. Ну настоящий театр с мизансценами,гримасами и интересной декорацией в виде шинели. Единственно,что можно приблизить к тексту пьесы - это самое начало. Честно говоря не сразу поняла,кто Тарелкин а кто Копылов и что это одно и то же лицо. После спектакля познакомилась с оригиналом пьесы Сухово-Кобылина . Ну вот же!!! ""Долой старые тряпки! (Снимает парик.) Долой вся эта фальшь. Давайте мне натуру! Да здравствует натура! (Вынимает фальшивые зубы и надевает пальто Копылова.) Вот так! (Отойдя в глубину сцены, прилаживает пару бакенбард; горбится, принимает вид человека под шестьдесят и выходит на авансцену.) Честь имею себя представить: отставной надворный советник Сила Силин Копылов."" Но режиссер решил,чтобы зритель сам догадался,что здесь происходит. | |
Вера Михайловна |
28.02.2015 | |
Замечательно! И будет ещё лучше! Первый спектакль - залог большого успеха. "Смерть Тарелкина", саму пьесу, не очень понимаю, а потому, наверное, и не очень люблю. Сегодня посмотрела спектакль и поняла, что ошибалась. Очень рада за театр, за актеров и за режиссёра! | |
|
|
|