Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
     2728
2930     
Май 2024
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

ХОВАНЩИНА
Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Евгения 09.12.2018  
  Состоялось мое оперное «крещение» - я впервые послушала живую оперу от начала и до конца. Очень боялась, что мне не понравится, станет скучно, захочется встать и уйти. Но этого не произошло, наоборот, я получила удовольствие! К тому же, слушать оперу на родном языке, да еще основанную на историческом материале, о русском народе – это особое удовольствие.
Как же непросто ставить сейчас классические оперы! И не просто ставить, а заинтересовать, увлечь зрителя и слушателя. Тем более, на оперы ходят, мне кажется, в основном искушенные в театральных и оперных постановках зрители, а не новички, вроде меня.
Опера «Хованщина» была впервые поставлена в 1886 году (122 года назад), и ставили ее по всему миру от музыкально-драматических кружков до крупнейших театров – в Петербурге, Москве, Киеве, Париже, Барселоне, Милане, Дрездене, Нью-Йорке и многих других городах. И поэтому моё особое уважение исполнителям и дирижеру-постановщику оперы театра Станиславского и Немировича-Данченко за то, что увлекли меня своей постановкой. Мне захотелось посмотреть и послушать другие постановки театра, в числе которых 29 опер и 15 балетов. А еще в этом сезоне МАМТ отмечает свое 100-летие!
Конечно, чтобы идти на оперу, тем более, впервые, надо быть немного «в теме» происходящего на сцене. В театре можно купить самую простую программу с кратким содержанием или очень подробный буклет с либретто. Можно заранее найти и прочитать либретто, которое написал сам Мусоргский, в сети интернет. Но даже если заранее не читать либретто, то все равно непосвященный зритель не останется в неведении: строки либретто проецируются над сценой синхронно с действием оперы. Насколько мне известно, эта техническая возможность сейчас используется в большинстве крупнейших театров, ставящих оперу.
В этой опере композитор захотел показать непростое время в период регентства царевны Софьи. Драматизм событий показан в самых разных его проявлениях – борьба за власть и личные интересы князей, борьба в православной вере между старообрядцами и официальной церковью, сильные характеры и пороки героев, отдельные женские судьбы.
Декорации в этой постановке минимальны. Все действие происходит в одних и тех же стенах, изображающих то площадь города, то стрелецкие палаты, то палаты князей, то старообрядческий скит. На сцене – одни и те же столы и лавки, которые переставляются самими актерами, как будто по ходу действия. Костюмы тоже выдержаны в строгой манере. Небольшие отличия в костюмах только у главных героев - князей Хованских, боярина Шакловитого, раскольницы Марфы и подьячего. Остальные группы актеров (народ, стрельцы, их жены) одеты в почти одинаковые костюмы, характеризующие их занятие. Не хочу раскрывать всех художественных особенностей спектакля, которые каждому зрителю интересно, мне кажется, выявлять самостоятельно. Отмечу только некоторые, которые произвели на меня наибольшее впечатление.
Хор с оркестром составляют единое целое, сливаются в звучании, очень красиво.
Досифей в конце первого действия, после слов: «И от стремнин горьких, и от язвин своих изыдоша отступление от истинной церкви русской. Братья, други, время за веру стать православную. На прю грядем, на прю великую. И ноет грудь... и сердце зябнет... Отстоим ли веру святую?» обращается к залу: «Помогите, православные!»
Сцена с Эммой, когда решается ее судьба, когда ее жизнь ничего не стоит и нисколько не зависит от нее, а только от того, кто из князей Хованских – отец или сын – возьмет верх. И всё-таки господь на ее стороне: сначала Марфа, а затем Досифей помешали расправе над девушкой.
Очень понравилась сцена с персидками в хоромах Ивана Хованского в четвертом действии. Звучит дудук и другие армянские народные инструменты, которые передают мелодию оркестру, а затем на сцене танцуют восточные красавицы, призванные развлекать князя. Князю хочется веселиться, но невесело ему…
И последняя сцена, скит отшельников-старообрядцев, когда все ставят свечи и поют. И как свечи уносятся ввысь, а затем постепенно все до одной гаснут…
Аплодисменты постановщикам и исполнителям оперы «Хованщина» в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко!
состоялось мое оперное «крещение» - я впервые послушала живую оперу от начала и до конца. Очень боялась, что мне не понравится, станет скучно, захочется встать и уйти. Но этого не произошло, наоборот, я получила удовольствие! К тому же, слушать оперу на родном языке, да еще основанную на историческом материале, о русском народе – это особое удовольствие.
Как же непросто ставить сейчас классические оперы! И не просто ставить, а заинтересовать, увлечь зрителя и слушателя. Тем более, на оперы ходят, мне кажется, в основном искушенные в театральных и оперных постановках зрители, а не новички, вроде меня.
Опера «Хованщина» была впервые поставлена в 1886 году (122 года назад), и ставили ее по всему миру от музыкально-драматических кружков до крупнейших театров – в Петербурге, Москве, Киеве, Париже, Барселоне, Милане, Дрездене, Нью-Йорке и многих других городах. И поэтому моё особое уважение исполнителям и дирижеру-постановщику оперы театра Станиславского и Немировича-Данченко за то, что увлекли меня своей постановкой. Мне захотелось посмотреть и послушать другие постановки театра, в числе которых 29 опер и 15 балетов. А еще в этом сезоне МАМТ отмечает свое 100-летие!
Конечно, чтобы идти на оперу, тем более, впервые, надо быть немного «в теме» происходящего на сцене. В театре можно купить самую простую программу с кратким содержанием или очень подробный буклет с либретто. Можно заранее найти и прочитать либретто, которое написал сам Мусоргский, в сети интернет. Но даже если заранее не читать либретто, то все равно непосвященный зритель не останется в неведении: строки либретто проецируются над сценой синхронно с действием оперы. Насколько мне известно, эта техническая возможность сейчас используется в большинстве крупнейших театров, ставящих оперу.
В этой опере композитор захотел показать непростое время в период регентства царевны Софьи. Драматизм событий показан в самых разных его проявлениях – борьба за власть и личные интересы князей, борьба в православной вере между старообрядцами и официальной церковью, сильные характеры и пороки героев, отдельные женские судьбы.
Декорации в этой постановке минимальны. Все действие происходит в одних и тех же стенах, изображающих то площадь города, то стрелецкие палаты, то палаты князей, то старообрядческий скит. На сцене – одни и те же столы и лавки, которые переставляются самими актерами, как будто по ходу действия. Костюмы тоже выдержаны в строгой манере. Небольшие отличия в костюмах только у главных героев - князей Хованских, боярина Шакловитого, раскольницы Марфы и подьячего. Остальные группы актеров (народ, стрельцы, их жены) одеты в почти одинаковые костюмы, характеризующие их занятие. Не хочу раскрывать всех художественных особенностей спектакля, которые каждому зрителю интересно, мне кажется, выявлять самостоятельно. Отмечу только некоторые, которые произвели на меня наибольшее впечатление.
Хор с оркестром составляют единое целое, сливаются в звучании, очень красиво.
Досифей в конце первого действия, после слов: «И от стремнин горьких, и от язвин своих изыдоша отступление от истинной церкви русской. Братья, други, время за веру стать православную. На прю грядем, на прю великую. И ноет грудь... и сердце зябнет... Отстоим ли веру святую?» обращается к залу: «Помогите, православные!»
Сцена с Эммой, когда решается ее судьба, когда ее жизнь ничего не стоит и нисколько не зависит от нее, а только от того, кто из князей Хованских – отец или сын – возьмет верх. И всё-таки господь на ее стороне: сначала Марфа, а затем Досифей помешали расправе над девушкой.
Очень понравилась сцена с персидками в хоромах Ивана Хованского в четвертом действии. Звучит дудук и другие армянские народные инструменты, которые передают мелодию оркестру, а затем на сцене танцуют восточные красавицы, призванные развлекать князя. Князю хочется веселиться, но невесело ему…
И последняя сцена, скит отшельников-старообрядцев, когда все ставят свечи и поют. И как свечи уносятся ввысь, а затем постепенно все до одной гаснут…
Аплодисменты постановщикам и исполнителям оперы «Хованщина» в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко!
состоялось мое оперное «крещение» - я впервые послушала живую оперу от начала и до конца. Очень боялась, что мне не понравится, станет скучно, захочется встать и уйти. Но этого не произошло, наоборот, я получила удовольствие! К тому же, слушать оперу на родном языке, да еще основанную на историческом материале, о русском народе – это особое удовольствие.
Как же непросто ставить сейчас классические оперы! И не просто ставить, а заинтересовать, увлечь зрителя и слушателя. Тем более, на оперы ходят, мне кажется, в основном искушенные в театральных и оперных постановках зрители, а не новички, вроде меня.
Опера «Хованщина» была впервые поставлена в 1886 году (122 года назад), и ставили ее по всему миру от музыкально-драматических кружков до крупнейших театров – в Петербурге, Москве, Киеве, Париже, Барселоне, Милане, Дрездене, Нью-Йорке и многих других городах. И поэтому моё особое уважение исполнителям и дирижеру-постановщику оперы театра Станиславского и Немировича-Данченко за то, что увлекли меня своей постановкой. Мне захотелось посмотреть и послушать другие постановки театра, в числе которых 29 опер и 15 балетов. А еще в этом сезоне МАМТ отмечает свое 100-летие!
Конечно, чтобы идти на оперу, тем более, впервые, надо быть немного «в теме» происходящего на сцене. В театре можно купить самую простую программу с кратким содержанием или очень подробный буклет с либретто. Можно заранее найти и прочитать либретто, которое написал сам Мусоргский, в сети интернет. Но даже если заранее не читать либретто, то все равно непосвященный зритель не останется в неведении: строки либретто проецируются над сценой синхронно с действием оперы. Насколько мне известно, эта техническая возможность сейчас используется в большинстве крупнейших театров, ставящих оперу.
В этой опере композитор захотел показать непростое время в период регентства царевны Софьи. Драматизм событий показан в самых разных его проявлениях – борьба за власть и личные интересы князей, борьба в православной вере между старообрядцами и официальной церковью, сильные характеры и пороки героев, отдельные женские судьбы.
Декорации в этой постановке минимальны. Все действие происходит в одних и тех же стенах, изображающих то площадь города, то стрелецкие палаты, то палаты князей, то старообрядческий скит. На сцене – одни и те же столы и лавки, которые переставляются самими актерами, как будто по ходу действия. Костюмы тоже выдержаны в строгой манере. Небольшие отличия в костюмах только у главных героев - князей Хованских, боярина Шакловитого, раскольницы Марфы и подьячего. Остальные группы актеров (народ, стрельцы, их жены) одеты в почти одинаковые костюмы, характеризующие их занятие. Не хочу раскрывать всех художественных особенностей спектакля, которые каждому зрителю интересно, мне кажется, выявлять самостоятельно. Отмечу только некоторые, которые произвели на меня наибольшее впечатление.
Хор с оркестром составляют единое целое, сливаются в звучании, очень красиво.
Досифей в конце первого действия, после слов: «И от стремнин горьких, и от язвин своих изыдоша отступление от истинной церкви русской. Братья, други, время за веру стать православную. На прю грядем, на прю великую. И ноет грудь... и сердце зябнет... Отстоим ли веру святую?» обращается к залу: «Помогите, православные!»
Сцена с Эммой, когда решается ее судьба, когда ее жизнь ничего не стоит и нисколько не зависит от нее, а только от того, кто из князей Хованских – отец или сын – возьмет верх. И всё-таки господь на ее стороне: сначала Марфа, а затем Досифей помешали расправе над девушкой.
Очень понравилась сцена с персидками в хоромах Ивана Хованского в четвертом действии. Звучит дудук и другие армянские народные инструменты, которые передают мелодию оркестру, а затем на сцене танцуют восточные красавицы, призванные развлекать князя. Князю хочется веселиться, но невесело ему…
И последняя сцена, скит отшельников-старообрядцев, когда все ставят свечи и поют. И как свечи уносятся ввысь, а затем постепенно все до одной гаснут…
Аплодисменты постановщикам и исполнителям оперы «Хованщина» в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко!
Спасибо за приглашение сообществу блогеров «Люблю Москву».
 
  Ольга Сорокина 26.03.2018  
  Не зря, не зря раздают у нас спектаклям "Золотые маски"

Стрелецкий бунт - весьма сложная страница российской истории. И опера "Хованщина" тоже непроста для постановки.
Но прежде чем рассказать о "Хованщине" в МАМТе, напомню, что впервые партитура оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» была издана в 1883 году в редакции Римского-Корсакова. Мусоргский писал оперу долго и трудно, и так и не закончил. Но у него получилось главное!
Получилось отразить в музыке и чувства людей, и красоту, и сложность ситуации, в которой оказались стрельцы, и темень времени, и раскол не только церкви, но всей страны, всего общества, и даже невероятную тоску и безысходность. А ещё красоту России, красоту простого народа. Режиссер-постановщик Александр Титель вместе с дирижером-постановщиком Александром Лазаревым лишь правильно преподнесли всё это зрителю.
Да! В МАМТе мы слышим оперу в оркестровке Дмитрия Шостаковича, сделанную им в 1958 г., завершение оперы написано Владимиром Кобекиным.
В постановке МАМТа очень, очень много правильного. Правильные декорации, которые начинают работать ещё задолго до начала спектакля, как только зритель попадает в зал. Сидишь, смотришь на эти деревянные стены то ли дома, то ли города, и остро чувствуешь то самое время, словно там на сцене открылся портал в прошлое.
И первая же сцена, в которой женщины в старинных простых одеждах, подоткнув подолы, моют полы, вызывает мгновенное принятие, как нечто абсолютно естественное и повседневное, происходящее здесь и сейчас.
И таких сцен, в которых всё происходящее кажется абсолютно правдивым и естественным, много. Вот уж не ожидала лично я, например, что буду пристально следить за каждой секундой, проведённой на сцене Чингисом Аюшевым в роли Подьячего.
Что буду восхищаться не только голосом, но и каждым движением Князя Ивана Хованского, которого так ёмко сыграл Андрей Валентий.
Что буду не просто слушать, а подавшись вперёд, впитывать звуки оркестра. Впитывать как живительную воду или как яд, даже не знаю.
Но сопротивляться этому мощнейшему потоку бессмысленно.
А моменты, когда пел стрелецкий хор, проникающие прямо в душу, забыть просто невозможно! До дрожи. Потрясающе красиво задумано и исполнено!
А стрелецкая казнь - кульминация всего спектакля. Встающие и уходящие в финале сцены один за другим стрельцы - это мощно.
Это тот самый прыжок с обрыва после долгого и мучительного балансирования на краю. Браво!
И, конечно, блестяще сыгранная Ксенией Дудниковой Марфа. Да-да, не только спетая, но и сыгранная!
Особенно пронзительная в сценах с Сусанной и Досифеем.
Партию Андрея Хованского исполнял Николай Ерохин, обладатель гипнотически красивого голоса и весьма эмоционально сыгравший молодого князя.
И оба они, и Ксения Дудникова, и Николай Ерохин, безупречно сыграли финальную сцену, именно так, что понимаешь: всё, конец.
А дальше.. Дальше лишь смотреть застывшими глазами вверх на клубы дыма и всполохи огня. Смотреть опустошенно, чувствуя, как в этих клубах исчезает и какая-то часть твоего собственного маленького мирка, который теперь уже не будет прежним.
И эта неизбывная тоска, которую, наверное, так или иначе знают и чувствуют все, в чьих венах течёт хоть капля русской крови, неотъемлемая часть и тебя самого. И она очень точно выражена Мусоргским в его бессмертной "Хованщине".

Сходите в театр!
 
  Надежда 04.12.2017  
  Я слушала музыку, вслушивалась в текст и думала о том, что, пожалуй, по исполнению этой оперы можно определять уровень театра – столько грандиозного в этой музыке и для хора, и для оркестра, и для солистов, что соткать идеально это многослойное музыкальное полотно по силам только очень хорошему коллективу. МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко это удалось! И Золотая Маска 2016 года неслучайна…

С первого взгляда потрясает сценографическое решение спектакля Владимира Арефьева – огромный дом-изба, дом-мир, в котором находится место всем, но нет мира и согласия почему-то в нем. «Дом» сконструирован таким образом, что накрывает всю сцену и визуально кажется, что накрывает и зал. И мне казалось, что я – часть того же мира, раздираемого противоречиями и разделяемого людьми на части.

И словно подчеркивая разделение мира во всю ширину сцены установлен длинный стол. Мне даже стало неуютно от мысли, смогут ли артисты передвигаться вокруг стола, настолько казалось, что он занимает все пространство сцены. Собственно, кроме стола и лавок, на сцене еще огромный брус, который лежит на столе и из зала кажется основанием креста или позорного столба, или тараном. И самое удивительное, что каждая из возникших ассоциаций мне подходила по смыслу, каждая находила объяснение и по-своему устрашала. Потом этот брус будет поднят и будет служить всего лишь основанием крыши, а когда его спустят и установят на нем свечи, он будет уже мне напоминать церковный канун, во время больших поминальных служб…
Вообще, лаконичная аскетичность убранства сцены оказалась настолько инвариантной, что столы постоянно меняли свое назначение – то служили пиршеству, то разделяли людей на два лагеря без каких-либо шансов на объединение, то были помостом, то подчеркивали чье-то превосходство, пока наконец не превратились в эшафот… Мне, как человеку, категорически не приемлющему сидение-хождение-любое другое движение на столе/ по столу на этот раз это кощунство казалось обоснованным – идет попрание всех устоев, всего святого.

В середине спектакля смысл декораций в моем сознании перевернулся еще раз. И этот огромный дом-изба вдруг мне показался уже просто большим кукольным домиком, где неразумные дети играют своим солдатиками и куклами в борьбу миров, устоев, верований, принципов, смыслов и целей. Мне казалось, что я положила голову на стол и смотрю, как кто-то мне расставляет фигуры на этом игрушечном поле боя. И не потому ли главные участники, главные бенефициары только упоминаются, но среди действующих лиц их нет. Не потому ли Мусоргский намерено пошел на объединение в одно либретто двух исторических событий, разнесенных во времени… что управляют всегда одни, а действуют и в конечном счете страдают другие…

Но по ходу спектакля думала я не только об истории, исторической правде и справедливости, и несправедливости. Думала я в большей степени о том, что в любое время среди людей нет смирения и терпимости к инакомыслию. Каждый отстаивает свою правду, свои цели, свое представления об истине – будь то любовь и мирное существование или слава, или вера, доверие или суеверие, преданность или предательство. И в этой борьбе раскол неизбежен, борьба неизбежна, борьба, в которой всегда будут жертвы… потери и утрата веры…

Драматизм музыки отлично поддерживается не только музыкальным исполнением актеров, но и их искусной драматической игрой. В «Хованщине» актеры не беспокоятся, что их дыхание может быть сбито пляской в присядку или бегом и борьбой. И что потрясает при этом не страдает ни драматическая, ни исполнительская составляющая роли.

Постановка интересна и концептуальна. И если «Хованщина» о расколе людей, то постановка, уверена, примирит и поклонников классического театра, и любителей новых форм. Уверена, это отличный вариан для приглашения иностранцев в театр – красивый театр, отличная русская музыка, прекрасная постановка. С удовольствием повторю оперу.
 
  Ирина 03.12.2017  
  Три с лишним часа спектакля – единым полотном большой красоты.
Хотя – если с того же «Евгения Онегина» выходишь, и еще долго качаешься на волне знакомой музыки (да, Пётр Ильич писал узнаваемые хиты!), то в «Хованщине» я не услышала ни одной знакомой мелодии, да и после этого ничего напеть не смогла бы: музыка очень и очень красивая, берущая за душу, но – чрезвычайно сложная для уха не меломана.

Для объяснения «про что» надо отнести спрашивающего к картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни», прибавив к ней «Боярыню Морозову».

То, что оперный спектакль «мужской» (какими бывают и книги, и фильмы с «мужским» содержанием), я поняла уже на первой сцене. Мало того, что музыка «жёсткая», но и картинка не для удовольствия женских глаз: мужчины напиваются (и поют), в то время, как рядом на телегу грузят трупы, а женщины отмывают стены и полы от крови.

Женщины в спектакле поют/говорят о любви – к сожалению, это всё больше любовь не слишком счастливая; а разве может она быть иной во времена, когда мужчины всё больше думают о смерти (надеясь, что она будет не своя – чужая) да о власти.

Вот – собираются вместе три князя, три красивых, сильных и до краев наполненных энергетикой мужчины: Голицын, Хованский да Досифей-Мышецкий. Собираются, чтобы поговорить не «о славе, о любви, о женщинах – возвышенно и чисто», а чтобы зубами выгрызть у двоих других власть… И чем закончилось: один в ссылке, второй убит, третий устроил самосожжение себе и своим приверженцам.
Власть… Никто ее не добился, зато тремя гордыми и красивыми людьми на свете стало меньше…

Это мое личное, а теперь о конкретном спектакле, который смотрела.
Музыка – превосходная. Мощнейшие хоры и красивые сольные партии.
Сценография В.Арефьева – Русь-изба, в которой «всё, всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья». Я бы определила декорацию, как «великолепно», но… уж очень сильно она мне напомнила оформление сцены в РАМТовских «Будденброках»… а там это таки другой сценограф…

Хоры я уже похвалила – имхо, они безукоризненны.
Отлично – когда жены приходят в «стрелецкое гнездо» со скандалом, который, благодаря веселому Кузьке (Д.Полкопин) переходит в веселый общий танец.
А лучше всего сцена «Батя, батя выди к нам»: единая, кажущаяся неразрушимой стена мужчин, после того, как Хованский распустил их по домам, еще несколько секунд столь же неделима… а потом медленно, как таящий лет, растекается по всей сцене.

Из тех, кто очень понравился – Андрей Валентий в роли Ивана Хованского. Насчет голоса… наверное, он хорош и идеально подходит к роли, не случайно же он в спектакле этот актер - «приглашенная звезда». Но – вот веришь, что это – командующий стрельцами, «батя», «белый лебедь». Очень эффектен. Да и играет великолепно (а это оч.важно для меня… и не всегда бывает в музыкальных театрах, увы).

Так же – хороша, и я ей поверила – Марфа (К.Дудникова). В этом «мужском» спектакле самая «женская» сцена – её, в начале второго действия – почти стон о несбывшейся любви… а рядом в корыте купают девочку-малышку (очаровательно).

А вот Эмме не поверила… может, и голос хорош, да только как-то деревянно она боится и страдает. Да и князю Андрею поверила не слишком – тут вот голос явно хорош, но сам артист… ну, «приземленный» он, сложно такому в облаках влюбленности парить.

И еще не про актера, а про персонаж. Федор Шакловитый (поет его А.Шишляев). Единственная ария, которая завершилась аплодисментами зала, и даже не из-за музыки, а по содержанию: об истинной любви к Родине, которой желают счастья и силы, поет человек, чья роль началась с доноса, а закончилась убийством… Ну, я ж и говорю: «мужская» опера: для сильного пола это нормально: охранить-защитить… и одновременно предать-убить.

А в общем – спектакль прекрасный. Смотрю вторую оперу в постановке А.Тителя, и второй раз восхищаюсь изяществом режиссуры.
И с удовольствием продолжу знакомство с его творчеством.
 
  Лотта 01.12.2017  
  "Народная драма" Мусоргского в постановке Александра Тителя - прекрасный современный спектакль, стильный, глубокий, с интересными режиссерскими решениями. И актуальный - как будто и он был приурочен к 100-летию революции (хотя поставлен в 2015 году). Потому что раскол, бунт, смута - это варианты "протестного движения", о котором все сейчас если не говорят, то думают постоянно.
Смута зарождается внутри народных масс и вызвана объективными обстоятельствами, однако народ выступает жертвой (не невинной и не безгласной) - стрельцы, приведенные на плаху, их жены, "пришлые люди", дети (в постановке занято много детей). Энергию народного гнева стремятся использовать в борьбе за власть "князья" - узнаваемые типажи: сильный, жестокий, любящий все радости жизни, русский-русский Иван Хованский, западник Голицын, велящий не за что утопить Марфу в Болоте, фанатик Досифей, который при поражении хочет забрать с собой в огонь чуть ли не весь мир. Сюда же - государственник Шакловитый, искренне переживающий за судьбу России и при этом готовый на любое коварство ради благой цели. Сюда же - продажный чинуша Подьячий.
В сценографии прослеживаются линии раскольничьего скита - много пространства, деревянная обшивка стен. Лестницы, длинный стол (тема пира - одна из главных в постановке), угрожающе нависающая над сценой тяжелая балка (свою главную роль она сыграет в финале) - вот, собственно, и все. Цветовая гамма довольно аскетична, яркими алыми пятнами выделяются лишь кафтаны стрельцов - кровь, агрессия, огонь. Очень удачные костюмы, в едином стиле, с длинными рядами пуговиц. С одной стороны, не оскорбляют ничьих чувств (похожи на исторические), с другой - даже Досифей в таком костюме выглядит каким-то обобщенным священником.

Режиссер не дает зрителям скучать: залихватски пляшет хор, Андрей Хованский пытается изнасиловать Эмму, льется вода, на стол наряду с муляжами поставлена настоящая еда, и стрельцы время от времени что-то жуют; лопается стакан в руке Хованского, льется вода (много воды), в ней купают в ванночке настоящего ребенка - во время арии Марфы (на мой взгляд, лучше бы в другое время, а то отвлекает внимание). И даже армянский дудук звучит в доме Хованских.
Дмитрий Ульянов в роли Ивана Хованского - шикарный! Мощный, выразительный, с мужской статью, сильной актерской харизмой и прекрасным голосом. Удивительно хороша Марфа - Ксения Дудникова. Нельзя не упомянуть и любимца публики артистичного Подьячего - Валерия Микицкого (роль характерная, очень удачная).
Финал описывать не буду (спойлер не нужен). Когда-то давно слушала "Хованщину" в Большом театре, с Марфой - Ириной Архиповой, прекрасным хором и пугающе достоверными языками пламени в финале. Здесь - совсем по-другому и, конечно, не хуже: метафорически, эмоционально, красиво.
 
  Наталья 01.12.2017  
  Опера Хованщина в МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Решила поближе познакомиться с таким жанром, как опера, раньше казалось, что это не мое... Выбрала «Хованщину» в театре Станиславского. Коллеги шутят: «Начала бы со Снегурочки», но мы же не ищем легких путей!
Не имея музыкального образования и не являясь театральным критиком, оперу «Хованщина» я могу оценить лишь как зритель. И как зритель – я в восторге! Из театра вышла какая-то… просветленная! Пугающие 3,5 часа – на одном дыхании. Cолидарны со мной многие, реплики в фойе: «Такое чудо!», «Это прямо от сердца идет!», «Я сегодня не усну, такая сильная постановка!», "Давно такого не видела!" и т.п.
Сразу отметила прекрасное литературное либретто, ничего подобного не слышала (хотя опыт у меня небольшой). Оказывается, оно написано самим композитором! Многие недвусмысленно вспоминают Мусоргского только по портрету Репина... на самом деле, картина писалась незадолго до смерти композитора, мы видим Мусоргского, который серьезно болен. К сожалению, опера не исполнялась при его жизни...
Порадовали подробные программка и буклет, либретто транслировалось на экран над сценой - плюс к этому отличная дикция исполнителей, старательно пропевались окончания, поэтому всё было понятно.
В буклете приведена переписка между М.П. Мусоргским и В.В. Стасовым, где последний просит не делать «летопись княжеских отродий» «пусть они будут истый коренной народ, из избы, деревни и поля, сохи и прялки, от тяжелой давящей работы…» Постановка - мечта фотографа. Изба и является основной декорацией: деревянные стены, скамейки. Художнику по костюмам удалось избежать нелепости и вычурности в представлении бояр и князей, в образах героев эстетическая простота.
Что особенно понравилось? Много массовых сцен, гланым героем которых, является народ. Одна из таких - между стрельцами и их женами, завершается обращением к Ивану Хованскому «Батя, Батя, выйди к нам!» Красивое и разнообразное звучание хоров. Видно, что каждый артист является винтиком в большом и слаженном механизме, каждый играет свою роль, и не выходит из образа даже стоя где-то высоко на лестнице или с краю сцены.
Очень актерски, раскатистым басом передал образ русского боярина Ивана Хованского – Дмитрий Ульянов. Поймала себя на мысли, как это должно быть непросто – петь, двигаться и держать эмоцию на лице! Поразила многоплановость голоса Ксении Дудниковой от мрачного до ангельского: сцены гадания Марфы «Силы потайные, силы великие» и «Исходила младёшенька». Не буду оригинальной, оценила арию Шакловитого (А. Шишляев) «Спит стрелецкое гнездо», после которой зал взорвался аплодисментами.
Не нужно анализировать процент исторической достоверности, ведь вся историческая наука в принципе основана на диалектике. В основе сюжета события, которые, в общем, вне времени: борьба за власть, слепая жертвенная вера, страдалец-народ…
 
  Мария 26.07.2016  
  Потрясающе! Была 25.07.2016, в зале аншлаг. Постановка замечательная, солисты и хор выкладываются по полной. Вызывают то мурашки, то слезы. Музыкантам браво!
 
  Ирина В. 03.04.2016  
  Мощно. Сильно. Все основания не только номинироваться на Золотую Маску, но и победить (чего и желаю). Отдельно хочется отметить хор, сценографию, костюмы и составителя пояснительного буклета - сразу видно, сколько души и интеллекта в него вложено.
 
  Начинающий операман 29.06.2015  
  Очень понравилась Хованщина в Стасике вчера. Пели отлично, все слова отчетливо (титры были на русском))). Присоединяюсь к первому положительному отзыву. Почитала профессиональных критиков - и ведра не те, и самовары... Не знаю, как вообще на все эти мелочи обратили внимание. Главная тема - наша Россия-матушка, как всегда, раздираемая на части, сколько она всего перенесла. Классное исполнение, хоровое пение так за душу берет. Настоящая русская опера и настоящая русская драма. Богатых костюмов я не ожидаю в современных постановках - надоело уже это все. В Стасике всегда все лаконично и по делу. Это достойная и сильная премьера и слава нашим великим композиторам и хвала всем, кто сделал эту постановку. И все собственными силами, без приглашенных из загранки, как это сейчас модно. Значит, мы тоже можем и талантов полно и всю душу они вложили в эту оперу. Браво - с удовольствием еще раз! Это из тех произведений, которые никого не оставят равнодушным.
 
  Ольга 23.02.2015  
  Великолепная русская опера в отличной постановке и в отличном исполнении. Отдельная благодарность хормейстеру С.Лыкову за хоровые сцены. Хор звучит масштабно, мощно и одновременно очень лирично и невероятно красиво. Браво!
Не хотела никого выделять из исполнителей. но не удержусь и отмечу Д.Макарова (Досифей). К высокому вокалу добавлена еще и четкая дикция, слышится каждое слово. Молодец!!!
Рекомендую спектакль всем любителям оперы. Идите, слушайте, смотрите и наслаждайтесь!
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010