Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Московский ТЮЗ
Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
   18192021
22232425262728
2930     
Май 2024
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

ЧЕТВЕРОНОГАЯ ВОРОНА
Московский ТЮЗ
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Елена С. 11.03.2023  
  Пошла я на спектакль «Четвероногая ворона» в МТЮЗ, прежде всего, чтобы увидеть в нем Олега Реброва, совершенно потрясшего меня своей игрой в «Коллекционере». И что вы думаете? Если бы я не знала, что роль хамоватого и туповатого Мужика играет он – спорила бы с кем угодно и на что угодно, что это другой актер!!!
Ну, ничего общего – ни во внешнем облике, ни в мимике, ни в жестах, не говоря уже об абсолютно иных интонациях в голосе. Потрясающе!!!
Помните, у В. Гафта была эпиграмма «Во всех ролях ты одинакова, артистка Лия Ахетжакова». Да чего уж греха таить – сколько наших прославленных артистов нещадно эксплуатируют одни и те же свои наработки. Тем ценнее видеть на сцене актера, который мастерски может сыграть, казалось бы, диаметрально противоположные образы. Браво, Олег!!!
МТЮЗ – удивительный театр. Я не такой уж и редкий гость в нем, но каждый раз, приходя сюда, делаю для себя все новые актерские открытия! Вот и в «Четвероногой вороне» увидела еще двух потрясающих актеров - Софию Сливину, игравшую жену того самого Мужика – с каким непередаваемым упоением измывалась она над ним, это надо было видеть и Арсения Кудряшова (Петя), появляющегося перед обшарпанной дверью магазина, все пространство перед которым усыпано шелухой от семечек в белоснежной рубашке с бабочкой и с тростью в руке. Кстати, он еще каким-то образом умудрялся использовать эту трость, чтобы сидеть на ней – прямо цирковой трюк!
Сам спектакль родился когда-то в РАТИ-ГИТИСе, в мастерской Л. Хейфеца и перекочевал оттуда уже в МТЮЗ. Несмотря на то, что идет он уже порядка десяти лет, актеры, а многие из них играют в нем чуть ли не со дня премьеры, явно получают удовольствие от своих ролей.
Павел Артемьев использовал в своей постановке рассказы Даниила Хармса, основными чертами произведений которого являются гротеск и абсурд. Да уж, и того, и другого, в спектакле было предостаточно.
Название спектаклю «Четвероногая ворона» дал малюсенький рассказик, который Мужик преподносит просидевшим весь день в ожидании перед закрытой дверью магазина персонажам, как притчу.
А в программке приведено детское стихотворение Хармса «Удивительная кошка» - вещи, казалось бы, несовместимые…
Идет спектакль на Малой сцене, расположенной за Главной сценой. Я смотрю на ней уже второй спектакль, мне она ужасно не нравится, хотя многие ее хвалят.
По времени это очень живое и отлично сыгранное действо занимает полтора часа. Скучать зрителям уж точно не придется, особенно тем, кто не будет искать в увиденном какого-то уж очень глубинного смысла, а станет просто наслаждаться разыгрываемыми талантливыми актерами абсурдистскими зарисовками, в которых много и смешного, и трогательного. Тогда и послевкусие останется очень приятное!!!
 
  Ия Яковлева 06.06.2022  
  Ворида ворида ворида воооорида
Спел «киргиз» (Искандер Шайхутдинов), красиво спел, но не сразу, сначала вступление –оно же подкрепление: семечки в ожидании открытия магазина.
В этом спектакле по Д. Хармсу все так логично, будто и правда пьеса была им написана, но нет на самом деле. Почти настоящая вампука получилась у режиссера Павла Артемьева, смешная, ироничная, абсурдная, поэтичная, драматичная.
Действие первое – У хлебного магазина
Большая красивая и- наверняка! деревянная дверь, на ней криво висит табличка « Учет».
Сюда приходят самые разные люди, за хлебом, и не веря надписи, ждут какое-то время. Люди – жалкие милые неудачники. И, как часто бывало в очередях в советские времена, у них завязываются связи, случаются отношения, складываются драмы и организуются драки.
Нежная фея, например, по имени Галя (Марина Ворожищева?), у нее черное каре, длинная шея, красивая юбка и новые чулки. Гале понравился странный господин Петя (Арсений Кудряшов). Петя почти что клоун, совсем хармсовский персонаж. Худенький, ломкий, с тросточкой, шапкой кудрей, ловко-неловкий, кисти рук Пети гнутся будто на автопортрете Эгона Шиле. Очень-очень странный.
А вот Мужик (Олег Ребров) это чисто мужик. Высокий, красивый, демонстративно агрессивный. Гоняет киргиза, всяко самоутверждается. Пиджачок поддергивает, кепку надвигает, челюсть наоборот выдвигает, пространства как можно больше на лавочке занимает. И при этом всем он - жутко смешной, не меньше Пети. Действие 2 – в квартире Пети
Галя пришла к Пете, потому что у них совпали интересы. На вопрос – любит ли он пиво – Петя ответил – нет, люблю водку, и о удача! есть большая бутылка у него дома. Прямо сейчас. Галя не упускает случай и немедленно отправляется в гости, и даже забирается на кровать, которая у странного Коли расположено высоко-высоко, можно забраться только по лестнице.
Петя, впрочем, больше хотел бы секса, чем водки. Тем более Галя рассказывает про чулки и отсутствие белья. Но приходится сначала угощать даму.
Смех и стеб.
Водка выпита.
Действие третье
Мужик вернулся домой. Он в рваной рубахе, но не из-за драки. Говорит жене (Софья Сливина) – зацепился за трамвай. Смеемся. Но действие становится грустнее и драматичнее. Супруга мужика совсем уж злой женщиной показана. Сварливая и жестокая. Хотя ведь она много работает, и зарабатывает тяжелым трудом за швейной машинкой (на капусту к обеду, и это все), не разгибается спина уж, так что накапливается в ней злости немало. Сорвать злость она может только на беспутном муже.
Грустно и голодно. Муэик вохвращается к магазину, без хлеба домой нельзя, как той сироте без подснежников. Но 12 месяцев он не зовет на помощь. Он надеется на божественное вмешаельство в своб судьбу, которую ничто друго изменить не сможет. Он борется, взламывает дверь, за которой – бетонная стена и значит, полное отсуствие надежды на хлеб. Теперь уж не до смеха. Слезы.
Финал
В финале дверь вдруг волшебным образом распахивается, и все участники действий предстают перед ошеломленными зрителями преображенными, они будто б внутри оперного спектакля. Это ведь и есть Рай?
Галя и жена Мужика – в длинных черных платьях, они изящны и нежны, пьют шампанское, огромный стол накрыт белой скатертью, на нм блюда утопают в цветах и фруктах, Мужик и Петя и все-все-все киргизы- в смокингах. Звучит оперная музыка.
Чудовищно прекрасно и печально.
 
  Анастасия 29.04.2022  
  Невероятный "мир Хармса", по-настоящему цепляющий спектакль. С одной стороны абсурд, но настолько реальный и естественный, в какой-то момент смешно, но одновременно грустно. Невозможно понять до конца и не хочется, чтобы действие завершалось. И все это с превосходной игрой актеров, вот не получается кого-то выделить или кого-то не заметить на сцене.
 
  Ник 11.03.2020  
  Был в конце декабря на этом спектакле. Хотелось уйти, буквально с первой минуты, с первого же появления персонажа на сцене. Давно я не видел настолько фальшивой игры, причем фальшивой она была с первого до последнего мгновения, у всех актеров. Да, по-видимому, режиссер поставил спектакль именно таким образом, а они были лишь инструментом в его руках. Не знаю, кто тут виноват. В итоге страдали зрители. Хотя, некоторые и получали удовольствие от этой "звенящей пошлости". Веселились от того, что один персонаж обругал другого, причем зло обругал и ничего веселого тут нет.
Поставлен спектакль абсолютно бездарно: в добавок к никакой игре - никакая режиссура. Претензии на юмор настолько плоски и идиотские, что вызывают приступы рвоты, похабные намеки (хотя, для намеков они слишком грубые), тупые шутки про алкоголь. Какой бы ни был там глубокий смысл (который некоторые умудряются там находить), он обличен в настолько отвратительную, мерзкую и пошлую форму, что она сводит на нет всё, что в него заложено.
 
  Галина 21.12.2019  
  И вот 17 декабря мы снова в МТЮЗ на спектакле Павла Артемьева "Четвероногая ворона" по произведениям Хармса.
Этот спектакль можно смотреть снова, и снова, и снова...
И в зависимости от настроения, это будет фарс, комедия, притча, драма.
Вот в этот раз у меня было довольно философское настроение. Поэтому, помимо шуток, меня больше всего зацепил финал. Но обо всем по-порядку.
Традиционно, состав:
Мужик - Олег Ребров
Жена Мужика - София Сливина
Киргиз - Искандер Шайхутдинов
Галя - Арина Борисова
Петя - Арсений Кудряшов
Киргизы - Сергей Дьяков, Евгений Кутянин, Арсений Симонян
Причем здесь вообще ворона? Да еще четвероногая? В общем то ни причем! Вот разве что жизнь персонажей постановки (да впрочем и большинства людей) такая же нелепая, как четвероногая ворона. Один герой затюкан женой (не понятно, по делу или по причине ее стервозности). Он же выливает свою накопившуюся агрессию на подвернувшихся под руку киргизов. Киргизы, которые не понятно, что вообще здесь делают. Ни дома у них, ни особых целей. Только бесконечное лузганье семечек... Девушка, которая мечтает о мужчине настолько, что готова бежать за первым встречным. Этот первый встречный, который мечтает о "бабе", но, заимев эту бабу, даже не осознает данного факта. Нелепые поступки, нелепые стремления. Путь в никуда...
И финал. Его можно воспринимать очень по-разному. Для кого-то это мечта главного героя. Для кого-то - жизнь после смерти. Кому-то этот финал навеет еще какие-то ассоциации. Мне финал в этот раз показался просто логическим завершением нелепого пути Мужика. Ну не может его агрессия и страдания не закончиться чем-то светлым, просто в противовес всей жизни. Ведь если вся жизнь - полоса черная, то когда-то должна наступить и белая полоса. Пусть даже после жизни...
Какое же наслаждение смотреть за игрой профессионалов! И Олег Ребров, и София Сливина, и Арсений Кудряшов, и Искандер Шайхутдинов просто профи! Каждый жест, взгляд, слово - все в копилку общего действия. Ничего мимо, ничего вразрез с линией спектакля и образами героя. Также близок к ним по игре Сергей Дьяков. Причем у него исполнение блестящее мы отметили еще в его первой "Вороне", так как мы были как раз на том спектакле, когда Сергея ввели. Он сразу очень легко и органично влился в профессиональный ансамбль "старших" товарищей. Всем браво!!!
Но есть в спектакле и ложка дегтя (( Так и не выросла в роли Гали Арина Борисова. Все сцены с ее участием я смотрела с тоской и сожалением, что нет в этой постановке Марины Ворожищевой... Все невпопад, все натужно. Зачем она начинает "семафорить" Пете буквально с первых слов его диалога с Мужиком? О чем она пытается его предупредить? Это было так не к месту! А сцена в комнате Пети! Она потеряла ту остроту и изюминку, которая была в каждом спектакле с Ворожищевой. И сейчас даже появляется ощущение, что и Арсений стал в этой сцене играть слабее. То ли осознанно, чтобы немного сравняться с партнершей, то ли невольно, потому что нет достойной партнерши, которая в этой сцене ох как нужна. В общем, печаль печальная...
Остальные киргизы... Тут хотя бы есть надежда, что со временем разыграются. Ну и в любом случае, их сцены не большие, сильно не испортят.
В целом пока спектакль остается одним из любимых в МТЮЗе. И мы будет продолжать его смотреть (по крайней мере до тех пор, пока основные исполнители останутся теми же, что сейчас).
 
  Елена Шмырева 01.07.2019  
  С Хармсом у меня странные отношения. Он и сам, на мой взгляд, был достаточно странным. Гротеск и абсурд — основные черты его произведений. Детские стихи Хармса — парадоксальные и веселые. Парадоксальностью отличается и большинство его прозаических произведений. Но все его вещи столь кратки и пунктирны, что создать связную драматическую историю — сложная работа для режиссера.
Не знаю, читал ли режиссер Павел Артемьев заумные изыскания исследователей творчества Хармса, которые пишут: «Текстологический анализ показывает, что особо значимым для писателя является число 4 – архаический числовой символ горизонтального статического развертывания пространства», но только и само название «Четвероногая ворона» и количество действующих лиц, непостижимым образом подтверждают это утверждение. По количеству действующих лиц, в постановке сформированы две четверки: первая — это две пары Галя и Петя, мужик и жена мужика; и вторая — киргизы.
Видимо, чтобы добавить ощущения абсурда и нелогичности, на программке спектакля ( а мы помним, что называется он «Четвероногая ворона») напечатано стихотворение «Удивительная кошка». Конечно же ничего общего с детскими стихами постановка не имеет.
Это вещь, как мне почувствовалось, о любви и нелюбви; о нетерпимости и раздражительности; о неумении слушать других, но желании заставить слушать себя; о голоде, доводящем до болезненных фантазий; о том, как представлялся людям, не верящим в бога, рай.
И все эти темы, в присущей Хармсу манере описывать по нескольку раз одно и то же действие, не угнетают, а вызывают гамму совершенно иных чувств: от удивления и неверия в поступки героев до откровенного смеха. Войти в эту реку переживаний нам помогают артисты. Их роли — сверкающие миниатюры, соответствующие странным нелогичным миниатюрным зарисовкам Хармса. Из яркой смальты образов и сюжетов получилась забавная мозаика, подсвеченная театральными софитами. В моей душе «Четвероногая ворона» следы своих лапок оставила.
 
  Светлана В. 30.05.2019  
  Хармса, к сожалению, знаю только по его детским стихотворениям, но они мне очень нравятся, поэтому с радостью решилась сходить на спектакль по Хармсу, который идет МТЮЗе.
И мы попали в абсолютно чудный мир, где все действие крутится вокруг очереди у закрытой двери, кажется, в магазин. И герои в этой очереди не только маются от долгого ожидания, но порой влюбляются, а порой выясняют национальные отношения. Они мало говорят, тут многое строится на жестах, мимике, интонации... но при этом это очень понятный мир, часто очень смешной, хотя порой и грустный, но смешного точно больше... а ещё его очень трудно описать, это надо видеть, в него надо погружаться! Если вам нравятся стихи Хармса, почитайте его рассказы для взрослых, они очень маленькие, абсурдные до сумасшествия. И если эти рассказы вам придутся по душе, то смело идите на этот спектакль. Или если вы любите хорошую клоунаду и абсурд в любом виде, то, думаю, вы получите кайф от этого представления однозначно! А ещё вы узнаете, что же скрывается за той самой дверью!!!
И да, никаких проблем чтобы рассмотреть мимику у вас не будет, так как все зрители находятся прямо на сцене, ряды с хорошим подъемом, поэтому видно все отлично даже с последнего, проверено! Декораций минимум, но тут они и не играют особой роли, главное это игра актеров, а она великолепная! Мамой клянусь!
 
  Елизавета 04.03.2019  
  Театр Юного Зрителя, на мой взгляд, один из лучших театров Москвы, качество постановок гарантировано: можно идти на любой спектакль и тебя не обидят. Но вот «Четвероногую ворону» я смотреть не решалась, так как считала, что Хармс не мой автор, и мой ум недостаточно гибок, чтобы воспринимать его иррациональное творчество. Но так получилось, что спектакль по Оскару Уайльду, на который я пришла, заменили на «Ворону» и было решено смотреть что дают – в конце концов Уайльд тоже был ценителем парадоксов. Зрителей, решившихся вместо Уайльда воспринимать Хармса, собрали в фойе и после первого и единственного звонка, повели по служебному коридору куда-то в глубины театра. Оказалось, что спектакль «Четвероногая ворона» поставлен так, что зрительские места находятся на главной сцене, отделенной от зала занавесом и действие разыгрывается буквально у ног сидящих в первом ряду. Признаюсь, что я не сразу вросла в абсурдистскую структуру спектакля. Было забавно наблюдать за неспешно развивающимся действием, за отношениями, возникающими между героями, но я жутко завидовала девчонкам, сидевшим у меня за спиной и начавшим хохотать практически с первой минуты. Но наконец, ближе к концу спектакля, режиссёру Павлу Артемьеву при помощи замечательных актеров Московского ТЮЗА удалось достучаться и до меня. Я так уже давно не смеялась! Думаю, если бы начала хохотать с самого начала, то просто умерла бы от смеха. Главный герой спектакля Дверь. Вечно закрытая Дверь, на которой объявление «Учет», может смениться только картонкой «Закрыто». Дверь, ведущую в магазин, где, по слухам, когда-то видели на верхней полке банки килек. Дверь, у которой обреченные на терпеливое ожидание покупатели, нагрызли горы шелухи от семечек. Дверь, у которой обреченность ожидания наконец перерастает в яростный протест. Дверь, взломав которую, бунтарь утыкается в бетонную сцену. И лишь в беспокойном сне видится измученному Мужику, что сезам наконец открывается и пышный банкетный стол ждет его за облезлой дверью.
 
  Sarah 02.03.2019  
  Жаль, что в этом "спектакле" не было антракта, чтобы уйти.

Ужасный спектакль. Мат-перемат, агрессия, зал грязный. Вышла, как из озера фекалий - еле выжила, теперь отряхиваться и купаться.

Это не театр, это мерзкая чернуха.
 
  Галина 27.09.2018  
  "Четверногая ворона" - один из самых любимых спектаклей в МТЮЗ. Причем полюбила я его задолго до того, как увидела в театре. Как это могло быть? Очень просто - наткнулась на youtube на запись студенческой постановки ГИТИС от тогда еще студента Павла Артемьева. Спектакль вырос из студенческих импровизаций по Хармсу. И получился настолько интересным и необычным, что руководители МТЮЗ взяли его в репертуар почти со всеми исполнителями. Сейчас из первого состава остался только Олег Ребров, но спектакль не стал хуже.
Состав:
Мужик - Олег Ребров
Жена мужика - София Сливина
Петя - Арсений Кудряшов
Галя - Арина Борисова
Киргизы - Искандер Шайхутдинов, Эльдар Калимулин, Евгений Кутянин, Арсений Симонян

Спектакль начинается фактически до начала. Как только зрители входят в зал, они видят стену с простой деревянной дверью и табличкой "Учет", лавка, гора шелухи от семечек и... сидящий и дремлющий на лавке Киргиз. И как только зрители рассаживаются, гаснет свет, начинается рассказ. Мы видим то, что знакомо не только старшему поколению, помнящему дефицит килек в магазине и бесконечные очереди в магазины, но и то, что знает молодёжь - конфликт простых русских людей с "понаехавшими", непонимание между парнем и девушкой, семейные дрязги от настолько уставших друг от друга супругов, что они не находят никаких добрых слов друг для друга, только "подохни!". Банально, как мир, но рассказано настолько необычно, что этот спектакль можно смотреть снова и снова. И каждый раз видеть в нем что-то новое. В нем есть юмор, довольно много абсурда, но и немало грустного. Разве можно не посочувствовать грубому мужику, которого пилит и пилит жена. Он обозлен на весь мир и это неоднократно выливается то на подвернувшегося под горячую руку киргиза, то на интеллигента Петю. Да, он агрессивен, озлоблен. Но из всей истории понятно, что от той жизни, которую он проживает, он просто не может быть другим.
А разве можно не пожалеть Петю с Галей, которые уже встретились, у них есть все шансы, чтобы стать парой, но они настолько погружены в собственную неудачливость в личной жизни, что не видят, что все изменилось, что удача вот она - практически в руках...
На мой взгляд очень философский спектакль. Но его стиль позволяет не погрязнуть в тех драмах, которые показывает нам режиссер, присутствие юмора очень смягчает и облегчает историю. Хотя судя по реакции зрителей, многие кроме юмора ничего в нем не видят. К сожалению...
Актерская игра в МТЮЗе почти всегда на 5 баллов. Но этот спектакль довольно много потерял, на мой взгляд, с уходом из него Марины Ворожищевой. Образ Гали не стал другим, он просто поблек. Марине удавалось показывать одним лицом разные эмоции. У нее все было продумано. Взять хотя бы первый выход, когда Галя стесняется присесть на лавку рядом с киргизом и делает это украдкой. В этот момент лицо Марины было очень "говорящим". У Арины этот момент очень скомкан, мы видим только глупую улыбку и попытки присесть, причем не понятно, почему она то садится, то встает, то снова садится. По лицу актрисы не ясно, что она хочет показать. А в сценах с Петей, ИМХО все вытягивает Арсений Кудряшов. И чтобы как-то вытянуть ему порой приходится переигрывать. Он "кидает мяч" партнерской игры Арине, а она его не подхватывает... Она не попыталась повторить фишки Марины (и это вероятно правильно), но и своего ничего не внесла. Мне очень жаль потери такого довольно яркого персонажа, как Галя...
К счастью остальные персонажи живут также успешно, как и раньше. И Мужик в исполнении Олега Реброва - грубый, но такой несчастный! Очень уверенный, даже самоуверенный в начале, готовый уничтожить всех этих киргизов. И такой измученный в конце, что готов примириться с этими же киргизами. Как всегда, очень яркий образ!
Также не перестает радовать София Сливина. Ее жена получается разной, но в каждом спектакле у нее есть общие черты - стервозность и отсутствие даже малейшего сочувствия к мужу.
Ну и киргизы прекрасны, хотя в их составе тоже много замен. Но в этом случае замены вполне достойные.
Спектакль от всей души рекомендую всем!
 
  Галина 30.06.2018  
  На «Четвероногую ворону» в МТЮЗ хотела сходить давно, а тут очень кстати появилось приглашение, и я, конечно, им воспользовалась. Было очень любопытно и немного страшновато, боялась, что запутаюсь, не пойму чего-то важного в спектакле, ведь он поставлен режиссером Павлом Артемьевым по произведениям Даниила Хармса, а значит, вместо смысла будет бессмыслица, вместо логики - абсурд, фантасмагория, игра слов и мысли. И все это – на сцене. Ой, не справлюсь…
На деле все оказалось совсем иначе. Я не учла простой вещи – наша жизнь столь плотно заполнена абсурдными ситуациями, что ничего сложного придумывать не нужно. Всё оказалось совершенно реально и до боли узнаваемо. Может быть, чуть утрировано, но не более того. Юмор, на первый взгляд, очень простой, пронизан жизнью и философией. Следить надо за актерами, не отрываясь, потому что важен каждый жест.
С самого начала сюжет кажется сугубо бытовым, но по мере развития событий начинаешь улавливать символы. Дверь, в которую так рвутся персонажи, но которая перманентно закрыта, то на учет, то просто закрыта и все, это символ надежды, несбыточной мечты, и когда эту дверь удается открыть, выясняется, что за ней - бетонная стена. Безысходность. Дверь приводит персонажей в отчаяние, символизирует бессмысленность всех усилий, бесполезность ожиданий, и даже неожиданный разговор о Боге происходит перед этой дверью. И снова разочарование и парадоксальный вывод – Бог за этой дверью, а значит, Бога нет, считает герой, иначе бы он открыл. Как-то так, если я правильно уловила. И все-таки в конце концов он увидит свой рай за этой дверью, такой, каким он ему представляется. Одновременно так легко достижимый и никак не дающийся в руки. Там жена будет в нарядном платье, нежная, красивая и любящая, а не осточертевшая баба. Там не надо будет часами дожидаться открытия магазина, чтобы увидеть пустые прилавки с муляжами банок из-под кильки, нет, здесь будет шампанское рекой и горы фруктов. И не надо переживать из-за оторванного рукава, спасать его, в раю будет фрак и белая рубашка.
Но пока, пока часами приходится ждать открытия магазина, раздражаясь из-за всего, что окружает: из-за киргизов, их песен, их семечек, просто их присутствия, из-за слишком резвого паренька Пети, который уведет из-под носа приглянувшуюся девушку, вообще из-за своей никчемной жизни. И так и не дождавшись открытия и не найдя магазину альтернативы, огребать от жены ненависть, и оставаться голодным и неприкаянным.
А на фоне этих терзаний проходит жизнь, и абсурдный быт, где супруги в лицо желают друг другу смерти, что не мешает, впрочем, мужу приревновать жену к дворнику.
Очень понравился актер, игравший роль мужика – Олег Ребров. Просто шикарен. Как он реагировал на каждую ситуацию, на поведение других персонажей, как легко было понять, что он доведен до крайней точки, при этом игралось это все практически без надрыва, очень естественно.
И актриса, исполнявшая роль его жены, София Сливина, ничуть ему не уступает, просто у нее роль поменьше. Чудесный актерский дуэт. Чего стоит только сцена, где она требует у него заткнуть щель в двери. А поедание капусты. Становится очевидно, как он голоден и несчастен.
Весьма недурен в роли Пети Арсений Кудряшов,.. то ли американец, то ли нет )). Его попытка жить красиво в заданных обстоятельствах вызывала умиление.
Да и остальные актеры, занятые в этом спектакле, хороши. Все прекрасно донесли характеры своих героев.
Спектакль понравился. Светлый и грустный одновременно, смешной и печальный, трогательный своей узнаваемостью и дико абсурдный, если смотреть с точки зрения здравого смысла. Но где он, здравый смысл, в нашей стране и в нашей жизни?.. А спектакль именно про нашу жизнь, тем и цепляет. И смеясь над героями, ты им искренне сочувствуешь, такие они все понятные и близкие.
И даже притча о четвероногой вороне кажется логичной и тоже про нас.
 
  Kagury 10.05.2018  
 

Когда я посмотрела "Четвероногую ворону", то обнаружила следующее:
1) Я вообще ничего не поняла в этом спектакле.
2) Хармса я тоже совсем не знаю.

Для простоты начну со второго утверждения. Мне всегда представлялось, что Хармс - это забавный абсурд, ироничные нелепости, и вообще - милые детские стишки. Оказывается, я практически никаких взрослых его вещей не читала. А Хармс для взрослых - совершенно другой. Он жесткий, прямой, резкий, мрачный, ехидный, грустный и злой.

Так что, если вы вдруг (как и я) представляли тексты Хармса очаровательными и добрыми, несмотря на всю их фантасмагоричность, то вот прочитайте хотя бы "Ворону". И тогда настроение спектакля сразу станет куда понятнее.

Жила-была четвероногая ворона. Собственно говоря, у нее было пять ног, но об этом говорить не стоит. Вот однажды купила себе четвероногая ворона кофе и думает: «Ну вот, купила я себе кофе, а что с ним делать?»
А тут, как на беду, пробегала мимо лиса. Увидала она ворону и кричит ей: «Эй, — кричит, — ты, ворона!»
А ворона лисе кричит: «Сама ты ворона!»
А лиса вороне кричит: «А ты, ворона, свинья!»
Тут ворона от обиды рассыпала кофе. А лиса прочь побежала. А ворона слезла на землю и пошла на своих четырех, или точнее, пяти ногах в свой паршивый дом.

Теперь, собственно, про спектакль. Вообще с ним все интересно. Сцена представлена стеной дома, в центре которой дверь. На двери висит табличка:"учет". Рядом с дверью - скамейка, на скамейке сидит таджик киргиз и грызет семечки. Слева от стены - высоченная железная кровать, на нее надо лезть по лестнице. Справа - также на возвышении - швейная машинка и стул.

Первая часть - сосредоточена вокруг скамейки. Подходит очаровательная юная девушка с авоськой, скромно подсаживается к киргизу. Затем появляется Мужик - здоровенный горлопан, сразу заявляющий о себе и занимающий добрую половину лавки. Ясное дело - поближе к девушке, отпихивая киргиза на самый краешек. Четвертым приходит Петя - изящно одетый юноша с бабочкой и тростью. Ему места нет, он усаживается на трость. Внезапно выясняется, что Галя (так зовую барышню) любит водку. Надо видеть эту девушку, чтобы осознать абсурдность такого утверждения. Еще менее логичным кажется то, что у Пети она есть, и он с удовольствием приглашает Галю к себе - выпить. Дети (ну они правда совсем дети) уходят. Мужик и киргиз (а затем и киргизы) по очереди тролят друг друга. Сначала это выглядит забавным, а затем вдруг очень четко видишь всю вот эту вот усталую ненависть Мужика - к другим. Они так надоели ему, эти киргизы. Они раздражают одним своим присутствием. даже, если со всем соглашаются и молчат в тряпочку (в самом прямом смысле). Никого не напоминает?

Вторая миниатюра - свидание Пети и Гали. Набор неловкостей, скрепленных теплой водкой и заполированных жуткими стихами. Благодаря юности обоих участников - выглядит скорее трогательно, чем жутко.

Третья - возвращение Мужика домой к жене. Которая на трех работах вкалывает, а он хлеба купить не может. До дрожи пробирающий кошмар взаимной привычной злости. Пренебрежительной, унизительной и усталой. И, наверное, одновременно - будущее Пети и Гали.

Сыграно все это очень талантливо (пожалуй, наиболее тонко и точно получились Петя и жена Мужика - Арсений Кудряшов и София Сливина), особенно, если учесть, что добрая половина сцен сделана исключительно на уровне жестов, движений, выражения лиц и глаз. С другой стороны - есть во всем этом наборе эпизодов, что-то очень студенческое, словно мы смотрим, как проходит экзамен, состоящий из вдохновенных этюдов. Сочетание странное, но интересное, и при том дающее в итоге очень живую и узнаваемую картину. Как кажется до самого финала.

Потому что финал - финал вдруг обнаруживает у спектакля двойное дно. Или может быть даже тройное. Он добавляет спектаклю многослойность. И одновременно ставит в тупик. За дверью обнаруживается бетонная стена. Кажется, вот она - безнадежность бытия. Но уже в следующей сцене за стеной открывается иной мир. Столы ломятся от явств, стены завешаны красным бархатом, все ходят в черных смокингах. С похоронным оттенком? Тот свет? Представление о рае? Или просто о возможной жизни?
И сразу хочется пересмотреть все, что было до. Чтобы понять, какие еще намеки ты упустил...

Резюме: спектакль однозначно талантливый, но при этом довольно жуткий и сложный. Это ни разу не комедия, хотя забавные моменты несомненно тут тоже есть. Но это такой смех сквозь слезы... Пожалуй, из всего, что я видела в этом году - наиболее точно и сильно сыгранный. Дьявол кроется в деталях - это о нем. Наверное, за такие как раз и дают "золотые маски".

Стоит ли смотреть?
Да, если вы не боитесь экспериментов и готовы потом еще пару дней разбираться в своих ощущениях.
Нет, если вы хотите увидеть комедию, полную абсурда веселого и легкого, а не выстраданного и тяжелого.

Про места. Спектакль идет в малом зале, там отличный подъем и хорошо видно со всех мест. С учетом того, что часть действия проходит на приличном возвышении, лучше выбирать верхние ряды.

За приглашение большое спасибо сообществу moscultura. В МТЮЗ очень хочется еще.
 
  Марина 23.05.2017  
  Влюбилась в спектакли МТЮЗа, и "Четвероногая ворона" - это однозначно тот спектакль, на который я бы сходила ещё раз. Он идёт на малой сцене, и когда сидишь в первом ряду - эффект полного присутствия. Играют молодые актёры, но как! Отметить хочется буквально всех. Чудесна, очаровательна Марина Ворожищева, острохарактерна София Сливина, очень забавен Арсений Кудряшов, незабываемы киргизы с их песнями и семечками - Искандер Шайхутдинов, Сергей Белов, Эльдар Калимулин и Илья Шляга. А к персонажу Олега Реброва, главному герою этой незатейливой, но многомерной истории, постепенно даже проникаешься сочувствием.
Спектакль действительно об абсурде нашей жизни. Сколько до боли узнаваемых примет, ситуаций... Начиная от банальной очереди - в которой уже даже как-то теряется смысл, за чем вообще выстроилась эта очередь - и заканчивая тем бытовым кошмаром, семейным разладом между мужиком (О. Ребров) и его женой (С. Сливина). Апофеоз абсурдности нашего существования - в коротенькой зарисовке о четвероногой вороне, которую мужик рассказывает как "известную" притчу. Невольно задумываешься: а может, мы с вами - та самая четвероногая ворона (у которой, собственно говоря, было пять ног, но об этом говорить не стоит)?
Спектакль хорошо связывает в единое целое вроде бы слабо связанные друг с другом эпизоды, "отрывки" из Хармса. Финал тоже хорош и открыт для трактовки. Всё в целом - и смешно, и грустно. Лично для меня полтора часа пролетели на одном дыхании.
 
  Ксения 10.02.2017  
  Спасибо за спектакль,за отличную игру актеров! До слез смешно, в то же время грустно. Для себя открыла дарование - Арсения Кудряшова. Отличный актер, думаю, с большим бдущим!
 
  Светлана 04.02.2016  
  Абсурд Д.Хармса! Как сложно его ставить на сцене! Спектакль великолепный, режиссура тонкая, игра актеров - "на пределе, на грани", время от времени у них краснели лица (по-настоящему) от напряжения. Такой нерв "хармсовский"... и удалось передать! Очень сильный спектакль. Боялась,что получиться дешевая подделка под абсурд (покривлялись - и дело с концом), а там реальная боль ежедневной абсурдности существования. Сильно сделан спектакль, спасибо.
 
  Галина 02.06.2014  
  Спектакль своеобразный, но интересный. Смешной, но грустный.Настоящий Хармс про нашу жизнь!))Спасибо режиссеру Павлу Артемьеву, что позволил молодым актерам так ярко проявить себя. Они замечательные!
 
  Евгения 09.04.2014  
  Хорошая игра актёров. Спектакль не понравился.
 
  Ольга 30.11.2013  
  Смотрела спектакль в прошлом сезоне, ОЧЕНЬ понравился! Жаль, что о нем так мало отзывов. Сходила бы еще не один раз и с огромным удовольствием. Всё необычайно точно выстроено, ни одного провала. Паль - звезда :))
 
  Ася 17.10.2013  
  Очень понравился спектакль, смотрели на одном дыхании, и смешно и грустно. Огромное спасибо всем актерам за игру и режиссеру за постановку))
 
  Лара 14.06.2013  
  В очередной раз любимый ТЮЗ порадовал свою фанатку. Сегодня получила огромное удовольствие от спектакля и потрясающей игры молодых актеров. Полтора часа пролетели на одном дыхании. Советую всем посмотреть этот веселый и комический спектакль.
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010