Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Театр Около дома Станиславского
Апрель 2024
пнвтсрчтптсбвс
   18192021
22232425262728
2930     
Май 2024
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

ТРИ МУШКЕТЕРА
Театр Около дома Станиславского
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Михаил Берсенев 11.10.2014  
  Рецензия на спектакль «Три мушкетёра» Театра Около дома Станиславского

Сцена московского «Театра Около дома Станиславского» на Вознесенском переулке д. 9, располагается в тихом московском центре недалеко от метро «Пушкинская». Для ориентира: рядом воздвигнут памятник Ростроповичу. Известный музыкант смотрит на проезжающие мимо автомобили с некоторым удивлением, но если бы маэстро услышал музыку к спектаклю «Три мушкетера», которой в спектакле на самом деле огромное количество, и она не всегда качественная, он удивился бы не меньше. Дело в том, что весь спектакль пронизан музыкальными номерами, и я бы назвал его больше мюзиклом, нежели игровой работой.


Сам спектакль Юрия Погребничко «Три мушкетёра» начинается с появления мужика в ватнике. Вообще, весь спектакль и в костюмах и речах персонажей являет собой довольно вольную трактовку произведения Дюма «Три мушкетера», хотя сюжетная линия частично сохранена. Чего стоит только подвески Королевы, выполненные в форме елочных шаров, которые мы привыкли вешать на веточки ели под Новый Год! Юрия Погребничко повесил данные шары на уши Королеве Анне (Элен Касьяник), а также полоумному в чем-то кардиналу Ришелье.
Герцог Бэкингем (Александр Орав) не отстает: у него моднючие новые штиблеты, белый фрак, но поверх его он носит старый солдатский бушлат сталинских времен.
А вот Д’Артаньян – любимец женщин – тут представлен в двойном экземпляре: в виде а-ля пожилого грузина с огромной кепкой типа «Аэродром» в исполнении самого Юрия Погребничко, и молодым человеком с мутным взглядом (Илья Окс). При этом д’Артаньян в обеих ипостасях - модник ал-я 80-е годы прошлого века, времён перестройки, потому как оба носят «варенку». Нет, речь идет не о сгущенке в карманах, а о куртках «вареная джинса».
Потом на сцене показывается деградированный пожилой Атос. Он спился, штаны высоко закатаны, выглядит, прямо скажем, непрезентабельно, но почему-то гвардейцы кардинала (вероятно тоже бухенькие) принимают его за герцога Бэкингема, который обвиняется в участии в заговоре против Короля Франции. Однако, нам – зрителям – очевидно, что Атос, если и готов совершить какой –то заговор, то только против бутылочки - другой «Бургундского». А то и вовсе спереть в лавке емкость дешевого виски.

Из мужского ансамбля спектакля Театра около Станиславского «Три мушкетера» я бы особо выделил молодого человека, который сыграл роль Рошфора (Виталий Степанов). Коллеги называют его «Рокфором», здесь авторы явно попытались поиграть словами – «Рокфор – Рошфор» и оговорка вышла умильная. Данный персонаж запомнился мне как зрителю необычайной невозмутимостью и преданностью власть имущим.
Апофеозом вольной трактовки произведения Дюма является, по-моему мнению, оценка всей сущности кардинала Ришелье. «Кардинал – сук.!». «Кардинал – сук.!» Дети, что пришли с родителями, бабушками и дедушками на спектакль все это слышат, заметьте.
Хотя сам Кардинал в исполнении Сергея Каплунова получился необычайно обаятельным. Представьте себе Брюса Уиллиса в демоническом черном платье, и мы получаем Кардинала! Обратите внимание, как здорово работает мимика у данного актёра. Даже сморщенный едва его лоб вызывал всплеск смеха в зале. Он совсем нестрашный, этот кардинал, а скорее полоумный и умильный. Думаю, в Каплунове дремлет сильная комедийная жилка.
Можно ли рассматривать «Три мушкетёра» как комедию? Я не думаю, хотя дети, что пришли на спектакль, обхохатывались над кривляньями персонажей. А один мальчик даже стал икать, чем внес веселую сумятицу в среду актёров и зрителей. Спектакль похож в чем-то на балаган с сильными элементами мюзикла.

Но балаган обычно понятен народу, а тут персонажи много поют и о чем-то говорят. Я - как взрослый зритель - часто не понимал сущности и смысла их разговоров, но пантомима, мимика, зажигательные схватки на шпагах и вычурный танец Короля (Дмитрий Богдан) в кирзовых сапогах – все это создавало ощущение абсурда. Оттого спектакль и кажется забавным, но все же не комедийным действом.

Что же касается слабого пола, то это особая гордость постановки. Я насчитал до десяти единиц женского пола и все они, за исключением, пожалуй, Желтой Лошади (Татьяна Токарева) – походили на дам того парижского общества, о котором и писал отец-Дюма. А костюмы женские очень хороши! Спасибо костюмеру Надежде Бахваловой. Утонченные прозрачные перчатки, платья с оборкой, подвески на шее Королевы как неизменный атрибут – все это создавало ощущение близости к правде. Такими и были, скорее всего, женщины тех лет.

Женщины в спектакле «Три мушкетера» очень много поют, и хор их получается завораживающим. Я, глядя на сцену, вдруг поймал себя на мысли: насколько все -таки увлекательно жили люди во времена Д’Артаньяна и Бэкингема! Да, я понимаю: войны, эпидемии, перевороты, антисанитария, не было «айфонов» и проч. Но то была НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ. Настоящие благородные мужчины и истинные леди. Романтично, и эту романтику нам донесли актрисы спектакля «Три мушкетера». Когда все женщины поют вместе разом, я вижу группу милых дамских лиц, что смотрят как бы поверх зала на дальнюю стену, и они возвышенно поют, так слаженно, что невольно ощущаешь воздушность и ироничность всего представления.

Однако при всей легкости, Юрий Погребничко не упускают возможности, и шокировать зрителя: вольное прочтение Дюма в его исполнении заключается, например, в зеленой губной помаде на губах одной из участниц спектакля. Что же это за знак? У нее не в порядке печень или сердце? А может быть, это призыв обратить пристальное внимание на экологию? У меня нет ответа.

Другая дама 17-века в красном – lady in red – неожиданно выдаёт глубокие философские сентенции по поводу Смерти и Жизни, по поводу мира снов и бытия вообще. К чему эти вкрапления высокоинтеллектуальных словесных изысков? Как это «прилепить» к ткани материала? Да никак! Все это лежит в той же плоскости вольного прочтения и обработки произведения Дюма.

Очень вольной. Представьте себе Короля, который неожиданно выбегает на сцену с отрезком канализационной трубы и начинает дуть в нее призывно, как в горн. Как его воспринимать? Я понимаю, что творческий язык это - язык вычурный, не понятный подчас рядовым людям, у каждого он свой, но, тем не менее, Король в ватнике и с канализационной трубой представляется мне слишком уж авангардным.

Но все же, несмотря на недостатки (перебор музыки), прием смешения жанров и времен, д’Артаньянов и Королей с советской символикой является довольно неожиданным, а неожиданное привлекательно. Ради чего стоить (мужская точка зрения автора) прийти на «Три мушкетёра»– это женский актёрский коллектив. Повторюсь: когда все девять актрис встают в шеренгу и начинают хором великолепно петь – это завораживает, а особенно, когда дамы облачены в платья прошлых столетий…

При всей вольности трактовки Дюма авторы не совсем отошли от сюжетной канвы произведения. Подвески - то в наличии! Я считаю, что если бы режиссер Юрий Погребничко «перелопатил» полностью и сюжетную линию классических «Трех мушкетёров», то тогда это вообще было бы произведение, никак не связанное с оригиналом. Просто отдельное авангардное действо. Хорошо, что режиссер на это не пошел, не разрушил тотально связь с классикой.

В целом же спектакль авангардный и провокационный, но этим и интересен.

(22 сен. 14 г.)
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010