|
|
Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru
Надежда |
11.11.2019 | |
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» — этот вопрос напоминает мне ещё один: «Быть или не быть...?». Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» кажется тоже видит между ними некую схожую линию и ставит спектакль «Убивец» методом Шекспира — стихи и проза переплетаются, находятся в желаемом единстве.
Премьера восстановленного спектакля по собственной пьесе Марка Розовского, основанной на произведении Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», некоторые сцены из романа оущены, но основная сюжетная линия сохранена. На пресс-показе был и сам режиссёр, о своей работе он говорит так: «Это совершенно другой спектакль с другими декорациями, другими актерами и с гораздо более серьезным пониманием этого великого романа, который не теряет своей актуальности». Однако музыкальная составляющая осталась прежней, как и в прошлый раз звучат произведения народного артиста России композитора Эдуарда Артемьева на стихи Юрия Ряшенцева, с которым театр связывает давняя творческая дружба. Опираясь на открытие литературоведа Михаила Бахтина, назвавшего роман полифоническим, спектакль показывают как площадное действо, подчёркивая многоголосье и двойниковость произведения.
Студент Родион Раскольников (Сергей Рожнов) решил, что все люди делятся на две категории: «обыкновенные» (не имеющие права преступать закон, живущие в послушании невзирая на все невзгоды) и «необыкновенные» (имеющие право совершать преступления, вершить человеческие судьбы, как Наполеон например). Он даже написал об этом статью, а потом задумался, к какой категории относится сам? Решив переступить через себя и доказать, что он не вошь, как все, а человек — пошёл на убийство процентщицы. Возможно решающим толчком стало нищенское существование героя, унизительное положение сестры и девушки Сони, которая была ему мила. А может быть его сподвигли к этому бесы?
Я ощущала энергетику всех актёров, но на эмоции вывел Денис Юченков, он показал Свидригайлова очень отталкивающим персонажем, циничным любителем разврата. Ещё запомнилась героиня Кристины Айвазовской, её Дуня ровно как в описано в книге «гордая, характерная, добродетельная». Эту роль в другом составе играет Дарья Щербакова, у неё потрясающий голос (недавно видела как Дарья поёт в спектакле «Хищники»), но главные герои здесь не поют, хотя это и мюзикл.
Сценография в мрачных тонах, изредка появляются белые и красные акценты. Сцена убийства старухи завуалирована, как и смерть остальных персонажей, но достаточно жестоко показан момент с загнанной лошадью и растлением пятнадцатилетней девушки. Пыталась посчитать, сколько же заповедей Божьих нарушили герои: не убий, не прелюбодействуй, не делай себе кумира и т.д. ...
Тяжёлый спектакль, хотя любителям классики должно понравиться. | |
Анна |
09.11.2019 | |
Спектакль «Убивец» в театре «У Никитских ворот» поставлен по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». По словам режиссера Марка Розовского, «прочтение Достоевского зиждется на литературном открытии Михаила Михайловича Бахтина, который назвал «Преступление и наказание» полифоническим романом, гениально обнаружив двойниковость и другие взаимоотражения в персонажей системе этого произведения». Удалось ли режиссеру показать эту двойниковость и взаимоотражения? Со школьной скамьи все помнят «тварь я дрожащая или право имею?», Раскольников Сергея Рожнова — это человек с больной душой, он мечется как в бреду, остальные люди — то ли видения, то ли реальность. Вообще, ощущение от героев именно болезненные: у Раскольникова болезнь души, Мармеладов болен алкоголизмом, Свидригайлов — страдает от разврата. Мне очень понравились мужские образы, они сильные, им веришь! Денис Юченков прекрасно справился с образом сластолюбца- Свидригайлова, Владимир Пискунов потрясающе сыграл алкоголика Мармеладова. И этих героев жалко, они может в глубине и рады бы поменяться, но сил не хватает, слишком слаб человек. С нетерпением ждала появления на сцене Порфирия Петровича, считаю, что в романе это самый сложный образ, и Юрий Голубцов очень подходит на эту роль, но, к сожалению, даже в 3 часа не вместить всех диалогов следователя и Раскольникова. А жаль! Мне кажется, в этих диалогах самая соль романа. К сожалению, женские образы не впечатлили, кроме Настасьи, великолепно сыгранной Маргаритой Рассказовой. Сонечка Николины Калиберды, увы, не убедила. Тут перед нами образ вполне довольной жизнью девушки, сцена чтения Библии, одна из ключевых в спектакле, но смотрится лживо."Не верю!» Возможно, актриса еще почувствует свою героиню, может быть не хватило времени вжиться в образ. Еще меня раздражала местами массовка, да, я понимаю, что хотелось показать и народ, и вот это дно человеческой жизни, в котором прозябают герои, но мне кажется, иногда не надо так явно, достаточно одной детали (тех же декораций). Дайте зрителю самому подумать, не разжевывайте за него все! Свет, музыка, жест — это театр, за это мы его любим и ценим, а не за кабаре на сцене. Песни-танцы шлюх точно можно было бы упустить, и без них все понятно. Иногда казалось, что актерам просто давали передышку, но мне, как зрителю, это было не нужно, мешало, раздражало, сбивало с главного.
Раскаяние Раскольникова тоже получилось смазанным, он просто согласился, сделал так, чтобы от него отстали, да и Сонечка вряд ли рванет на каторгу, я не почувствовала в ней ни любви, ни желания спасения. При этом спектакль имеет послевкусие, его вспоминаешь, мысленно возвращаешься. Если рассматривать искусство как диалог, то тут этот диалог есть: и между Достоевским и режиссером, и между театром и зрителем. Главный вопрос, который я задавала себе: поведу ли я на этот спектакль сына через 2-3 года? Ответ: да. | |
|
|
|