Театральная Афиша
реклама на сайте театральный клуб третий звонок рекомендуем спектакли ссылки журнал
Rambler's Top100


Театр на Юго-Западе
Декабрь 2024
пнвтсрчтптсбвс
  2526272829
3031     
Январь 2025
пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

ЦАРЬ ЭДИП
Театр на Юго-Западе
Зрительские отзывы

Просьба все замечания, касающиеся неточности в информации о спектакле, а также модерирования отзывов оставлять не здесь, а направить письмо администраторам сайта: afisha@teatr.ru

  Ия 21.03.2019  
 
Царь Эдип – Евгений Бакалов.
Страдающий правитель, не смогший убежать от предначертанной судьбы, ибо Рок - всесилен, как известно. И хоть нрав Эдипа – как и полагается властителю – суров, но все ж Эдип здесь больше следователь, и честный, и прямой, и жесткий, даже по отношению к себе. Оправданы тут все детали: и выступающий пот на лбу царя, и его внезапный страх, и стресс ужасного открытия, прозрения, которое и ослепит потом, и даже что-то вроде..юмора. «я ложа матери страшусь».
То есть отца пришибить – это еще ничего, ну раз оракул говорит. Надо так надо.
а вот приступиться с нечестивым намерением к старушке матери – проблема.
Евгений Бакалов - достойный царь, а по части жестикуляции, речи, игры в целом – близнец Леушина Олега. Подозреваю в них одну школу и одну выучку:)
Иокаста – Иванова Ольга. Не сомневалась, что в этой роли выступит она.
Креонт (которого не зря в предательстве Эдип подозревает, хотя не в этой пьесе будет актуальным) – Тагиев Фарид. Эмоциональный, не менее Эдипа, и как бы протагонист, и речь ведет на тему неинтересности власти, и пагубности ее, ему и не нужна такая вредная вещь якобы. Хитрый, собака. Нашел Эдип, кого в Дельфы отправить, взял бы веселую парочку вестников из Коринфа – Санников Андрей и Курочкин Константин. Может, у жрецов оракула они другую б весть получили. В течение спектакля вестники наши коринфские разрежают трагедийную атмосферу, веселостью и глумлением. Шекспир бы одобрил.
Тиресий – Бородинов Сергей, сын пастуха и нимфы, интересный персонаж каким и должен быть. Выдерживать гнев царский, быть слепцом и стать изгнанником прежде царя Эдипа. Н отвлекает внимание на себя. Яркий.
Кстати, про Тиресия бы пьеса получилась, самая что ни на есть увлекательная.
«По легенде, юношей Тиресий обнаружил двух сплетшихся во время спаривания змей, ударил палкой одну, оказавшуюся самкой, и превратился в женщину. Согласно Гесиоду, на горе Киллений ударил посохом (или наступил на) спаривавшихся змей, превращён в женщину, позже на том же месте наступил на них и вернулся в прежний облик[4]. Только семь лет спустя[5] (или 8 лет спустя[6]), вновь найдя такую же пару змей и ударив самца, он снова стал мужчиной.
Согласно Птолемею Гефестиону, превращался в женщину семь раз, отчего критяне называют его «дочерью Форбанта»»
Таков Тиресий наш. И женщина он, и мужчина. Но в «царе Эдипе» как женщина к суду не привлекался, на сцене горбится в одеждах старца-странника, с бубенцами на плаще и посохом в руке.
В качестве декорации - забор, высокий как у дачи денежного мешка в Подмосковье, металлический алюминиевый, многофункциональный. Он – и стена плача, и интерьер дворца фиванского царя, и ворота в город, и то, во что можно ударить, чтобы чувства успокоить.
В качестве музыки – не греческие напевы, но итальянские. Вспоминается Рим, фильм Пазолини, в нем Эдип явился в костюме современном, и древнем. Так и здесь.
Было совсем несложно поверить в эту историю, простую и страшную. Проблема оказалась одна - в отсутствии сострадания. Мне никого не жаль.
Разве что Иокасту.
 
  Галина 17.03.2019  
  Вдруг подумала, что любая пьеса – как рок, судьба. И там, и там не вырваться за рамки придуманного автором финала. Хотя… Иногда режиссеры восстают против автора и меняют сценарий. Иногда людям удается миновать, казалось, неминуемое.
Но не в истории с Эдипом, увы. Жаль, что я ее знала (хотя все равно всегда ждешь чуда – вдруг что-то не сбудется из ужасных предсказаний), завидовала тем, кто с ней не знаком. Тот редкий случай, когда лучше смотреть спектакль, не зная развязки. И тогда к чисто театральным впечатлениям добавится любопытство, а что же будет дальше в этом лихо закрученном Софоклом сюжете.
В театре на Юго-Западе сюжет спектакля "Царь Эдип" развивается сначала весьма неторопливо, горожане в современных костюмах выкатывают правителю претензии - город катится в Тартарары, люди мрут, выхода не видят... Я, если честно, заскучала. Но тут вдруг что-то изменилось, спектакль начал набирать силу, на сцене появился Тиресий (Сергей Бородинов). Слепой Тиресий заставил смотреть на него во все глаза, очень понравилось, как Сергей его играл
Но окончательно я поняла, что спектакль для меня ожил, когда Креонт (Фарид Тагиев) начал истерить из-за несправедливо возведенных на него обвинений. Вот тут я вздрогнула и вся превратилась во внимание. Сцена была на разрыв. Я забыла, что передо мной актер, я видела несчастного, несправедливо обиженного Креонта, который пытался доказать свою правоту. Восторг!
Спектакль задышал, смотреть его стало интересней, даже зная печальную развязку, да. Не мне судить, правильный ли вывод сделал Эдип из всей этой истории. Он сказал, что человек должен идти своим, предначертанным ему, путем, не споря с Богами. Тут каждый решит для себя, стоит ли спорить, стоит ли бежать от судьбы, коль скоро она тебя все равно настигнет. В общем, о том и спектакль, о возможности или невозможности выбора. А еще о личной ответственности за то, что ты совершаешь, пусть это тебе и предрекли Боги. И вопросы эти одинаково актуальны и в древних Фивах, и в современной Москве, поэтому совершенно не удивляет смешение в костюмах современных брюк и греческих тог.
Что меня всегда напрягало в этой истории, это то, что Эдип страдает только от мысли, что он может оказаться убийцей царя Лая. А что, то, что он просто угробил несколько человек, если бы среди них и не было Лая, это не проблема? За это не надо было себя наказывать? Ладно, это не к спектаклю вопрос, а к Софоклу, конечно).
Вернусь к постановке. Она выдержана в классическом стиле театра на Юго-Западе. Лаконичные декорации (кстати, первый раз видела занавес на сцене, не просто из света, как в "Кабале святош", а мощный, осязаемый, железный). Да-да, железный, в прямом смысле. Листы гофрированного железа трансформировали пространство сцены, превращая ее то во дворец Эдипа, то в площадь Фив, то в храм. И в это веришь. Помогал, конечно, свет.
Но в целом в этом спектакле меньше драйва, чем обычно. Он цепляет отдельными сценами, но не забирает целиком. Мне не хватило все-таки надрыва, Эдипа было жаль, но я не страдала вместе с ним, как я страдаю с Джованни, например.
Для меня сегодняшний вечер сделали Фарид Тагиев и Сергей Бородинов. И понравилась Ольга Иванова в роли Иокасты. Именно от них я получила то, что ждала. Что касается Фарида, для него эта роль была самой первой в театре на Юго-Западе, и я могу только восхищаться, что за столько лет он не растерял искренности и энергетики, ее играя. Браво!
А вот комедийная нотка, привнесенная Андреем Санниковым, игравшем посланника из Коринфа, сбивала трагическую атмосферу, мне это мешало.
Вот такие, несколько противоречивые, впечатления. То есть я рада, что увидела спектакль, давно хотела на него попасть, но ожидания у меня были выше. Но это у меня. А остальная публика наградила актеров овациями, вызывали на поклон аж пять раз, да и друзья, пришедшие сегодня на спектакль, сказали, что им понравилось.
В любом случае для меня всегда праздник просто прийти в любимый театр, погрузиться в его атмосферу, увидеть знакомые лица и любимых актеров. А все спектакли не могут же нравится одинаково, иначе просто с ума можно сойти, бесконечно по кругу их пересматривая.)
 
  Елена 12.05.2018  
  Как-то повелось считать, что первыми произведениями детективного жанра являются рассказы Эдгара Аллана По. Уточняют, что элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Но на мой взгляд, пьеса "Царь Эдип" Софокла (ок. 429—426 до н. э.) — это не элементы, а полноценная детективная история.
Есть труп. Нераскрытое убийство 20-летней давности. И есть человек, пытающийся возобновить и довести до конца следствие — Эдип. Когда за дело лично берется первое лицо в государстве, можно быть уверенным, что оно будет доведено до конца. Вот только результат такого следствия, как часто в детективных историях, может быть крайне неожиданным. Если не знать сюжета, всё смотрится захватывающим триллером.
И, происходи это в наши дни с размытыми понятиями о долге и чести, с переписываемыми фактами истории, трагедии вероятно не состоялось бы. Дали бы пару лет условно за непредумышленное, должность бы сменили. Боги требуют высылки — отправили бы послом в развивающуюся провинцию.
Но это всё размышления о сюжете, а теперь о постановке. Не скажу,что сильно понравилось. Что-то в ней не сложилось. Какая-то россыпь ярких бусин-ролей, но суровая связующая нить оправданности поступков древних греков истлела к нашим дням и замены ей не нашлось. Еще и сценические наряды разбивали действие: то герои в современных костюмах, то в хитонах. Логики этих трансформаций, за исключением когда человек из "толпы" становится кем-то из "свидетелей-подследственных", для себя не уяснила.
Преображения же были разительными. Причем в качестве "героя с именем" актеры даже пластику меняли. Сергей Бородинов, начинавший повествование, для меня выглядел крайне неубедительным, но насколько же он был хорош в роли провидца Тиресия! Фариду Тагиеву наоборот пришлось из яркого Креонта превращаться в малозаметного персонажа. Андрей Санников, Константин Курочкин были одинаково сильны и как "простые граждане" и как "вестники из Коринфа". Денис Нагретдинов из шумного горожанина стал тихим забитым пастухом, испуганным и издерганным допросами. И вот еще чье имя запомню после этого спектакля - Скицана Ивана — он исполнял роль домочадца, который принес весть о смерти Иокасты. Небольшое, но очень мощное выступление (как рядовой фиванец тоже очень достойно выглядел). Понявшая истинное положение вещей раньше многих мужчин Иокаста, в этой роли выступала Ольга Иванова, с женской проницательностью пытавшаяся оградить Эдипа от страшной правды. И постоянно на сцене Эдип в исполнении Евгения Бакалова - мощный, одержимый жаждой преследования, понимающий и принимающий на себя ответственность за беды своего народа.
Нам не понять этой веры в судьбу, в то, что нельзя перечить богам. Мы выросли под лозунгом: каждый сам кузнец своего счастья. Каждый кует как может, и действия из серии "броситься на амбразуру" кажутся не логичными. Возможно поэтому финальный поступок Эдипа — собственное ослепление - вызывает недоумение, но никак ни восхищение и понимание (но это к Софоклу).
И немного о сценографии. Брутальные декорации из гофролиста тоже не для меня. Подземка, разборки в гаражах — да, но открытые площади Фив — как-то не вяжется.
Вот с музыкальным оформлением никаких вопросов, умеют юго-западные звукорежиссеры найти нужные темы, стопроцентное попадание (для себя этот пункт уже не первый раз отмечаю!)
Спектакль интересен как вариант для сравнения с другими постановками "Эдипа" Софокла. Но начинать с него знакомство с Юго-Западом не советовала бы. У меня долгая любовь к этому театру, поэтому мне интересны даже такие странноватые вещи.
 
  Анна 14.03.2018  
  История о царе Эдипе стара как мир.Ещё Софокл поведал в своей стихотворной манере этот миф нам. История о власти рока, или воли богов, над нами, бренными людьми, даже самыми лучшими.. Всё так. Но это ещё и история о свободной воле и величии человеческого духа. Да, в истории Эдипа рок взял вверх над героем, но в тоже время Эдип остается несломленным судьбой. Он горд, благороден, честен перед собой и своим народом. И он сам, да , сам ослепляет себя , сохраняя достоинство.
Таков Царь Эдип. Таков он в исполнении Евгения Бакалова в Театре на Юго-Западе. Это одна из лучших ролей актера,имхо. Хотя и Мастер, и Барон, и маршал Бертран великолепны в его исполнении. Но Эдип настолько силен, настолько эпичен, настолько правдив! Его герой неумолимо идет к развязке, к дикой развязке запутанного клубка судьбы. Но как ни запутывай и не убегай-не уйдёшь от воли богов. Его невероятно жалко, такого доброго и рачительного хозяина Фив, умного( смог "уесть" Сфинкса в свое время) и справедливого ( к нему так и тянут с мольбой руки жители осажденного чумой города, видя в нем "отца родного"). А он благородно несет возложенную на него миссию, пытаясь спасти Фивы, найти разгадку убийцы царя Лая.. И находит его в себе. Ужасный удар судьбы,а потом страшная смерть жены/матери Иокасты...Впору сломиться..или кинуться всё отрицать ( и снова идти наперекор..)
Но его взгляд (последний взгляд), осознающий весь ужас произошедшего, в сцене с пастухом..это как предсмертная маска ужаса, когда осознаёшь тщетность борьбы с роком. Это страшно. Это кажется -всё..А он..он смиренно несет свою ношу, но голову не опускает, спасая город, уходит проигравшим в борьбе с роком, но остаётся благородным и свободным.

Прекрасна сценография Валерия Беляковича. Мы видим классический юго-западный спектакль. Минимум реквизита, минимум костюмов(имеется ввиду соответствующих эпохе)- листы гофры и современные кажуал-костюмы. Зато как всё это обыгрывается- стены/гофролисты (или как они называются?) постоянно в движении-актеры их перемещают туда-сюда, создавая различные пространства. Эта геометрия сцены сильно влияет эмоционально, акцентируя на современность вопросов, поднятых в спектакле. Что есть рок? Что есть свобода? От рока? От обязательств? Как поступить? Как понять знаки судьбы? Что есть правда? И нужна ли горькая правда?

Об актерах. Они невероятны. Тексты Софокла в их устах, приправленные личными эмоциями и отношением вдвойне бесценны.Они живые, несмотря на архаичность античного слога. Вдыхая жизнь тексту, артисты (все-все!) заставляют нас, зрителей, так сопереживать, так ждать счастливого разрешения конфликта. Беспокоится за ссору Креонта и Эдипа, бояться за открытие страшной тайны взаимоотношений Эдипа и Иокасты, радоваться спасению пастухами младенца Эдипа. Это страшно, когда сжимая кулаки и сердце сидишь в темном зале и надеешься на хорошее и светлое, чтоб не было пророчеств, страшного рока..и Фивы были бы свободны от заразы, и Эдип жил долго и счастливо со своей женой и детьми.. Но знаешь, знаешь, будь он неладен, этот миф, и не отвертеться.. И осознаёшь, что не хочешь этого финала для всех этих благородных людей. Нет!!! И всё же да..Судьба.
Очень сильный спектакль. Не отпускает. И трудно писать о нем, потому что больно.
Великолепным артистам "Браво!"- Фарид Тагиев, Ольга Иванова, Андрей Санников, Сергей Бородинов, Денис Нагретдинов,Константин Курочкин, Иван Скицан. И ,конечно, Евгений Бакалов.

Ещё хочу отметить музыку.Она невероятно прекрасна и тревожна. Полновесный участник этой трагедии.
 
  Ирина 05.03.2018  
  Очень неплохой спектакль.
Немного завидую тем, кто не читал и не смотрел: для них, помимо всего прочего, была еще неожиданность сюжета и развязки.

Что касается «всего прочего» - это я в очередной раз восхитилась неожиданным сценографическим решением Юго-Запада: всего-навсего поставленные на колесики листы профнастила — а вот она и площадь, и дворец, и храм...и возможность полного одиночества страдающего человека, и откуда-то взявшееся огромное пространство, полностью заполненное людьми (хотя на сцене за весь спектакль — 8 человек).

Еще — артисты.
Всегда очень уважала Евгения Бакалова. Эдип у него тоже хороший... а уж последние сцены... браво!браво!
Понравился Ф.Тагиев/ Креонт. К.Курочкин и А.Санников — тоже славные.

Но больше всего мне понравился вчера... нет, просто поразил Д.Нагретдинов. Весь спектакль играя шабутного, шумного и не очень умного древнего грека (в современном костюме), он вдруг оборотился трагичнейшим пастухом Лая. Почему не убил маленького Эдипа (хотя сама мать отдала его, как агнца на заклание, да еще искалечила предварительно)? А потому что честен и добр, и не смог мальца за так просто жизни лишить. Почему молчал долгих 20 лет, почему молчит и сейчас, перед Эдипом? Потому что не хотел нарушать равновесия (как выяснилось, хрупкого), установившегося, вопреки предсказаниям, в родной стране.

В общем, рада, что опять побывала на Юго-Западе. К тому же наконец-то посмотрела один из старых спектаклей, но пропущенных мною в те времена, когда я на ЮЗ, как в дом родной ходила.
 
  Зоя 19.03.2016  
  Замечательный спектакль о власти, о желании узнать правду и о том, как опасно пытаться узнать эту самую правду!
 
  Катя 29.11.2015  
  Шикарный спектакль
 
  Дмитрий 25.10.2014  
  Только что с этого спектакля. Под впечатлением. Шикарно. Советую к просмотру. В копилке лучших спектаклей.:))
 
  Зоя 29.03.2014  
  Очень сильный спектакль! История, начавшаяся с преступления, им же и заканчивается! Все повязаны кровью, хотя каждый участник этого действа пытается оправдаться предсказанием некоего Оракула! Перевернутый мир с искалеченной нравственностью, где основным виновником всего происходящего оказывается пастух, который не смог убить ребенка!
 
  Pluto66 23.05.2010  
  Бенефис Бакалова? Несомненно, но далеко не только. Мурашки по телу от ослепленного Эдипа (В. Белякович вообще специалист по этим мурашкам). Отдельный респект - Санникову, на мой взгляд, это лучший актер второго плана. Как всегда, спасибо за свет, который на Юго-Западе сам по себе декорация. Лезут много слов, но искусствоведческую статью писать не охота. Соглашусь с предыдущим автором: и правда, великолепно!
 
  Светлана 27.10.2008  
  Потрясающе))))))
 




информационная поддержка:
журнал "Театральная Афиша"
разработка и дизайн:
SFT Company, ©1998 - 2010